Забота о пожилых людях

Первое октября – это международный день пожилых людей. Мы проводим его со своими родителями, бабушками и дедушками, поздравляем их, проявляем заботу, выражаем свою любовь. В этом празднике много доброты и света. Он придуман, чтобы обратить внимание общества на то, как важно заботиться о старшем поколении, помогать решать их проблемы и удовлетворять потребности, а также помнить об их вкладе в развитие общества и ценить его. Кроме того, следует проявлять заботу о пожилых людях на дороге и в транспорте.

Чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими и беспомощными, разработан социальный проект «Забота о пожилых людях».

Эволюция вопроса заботы о пожилых людях

Человек стареет не только биологически. С возрастом ему становится все тяжелее быть социально активным гражданином. Большое значение приобретают внешние условия жизни, хорошее отношение, внимание и забота со стороны других людей.

Когда цивилизация еще только зарождалась, в варварских племенах к людям преклонного возраста относились с пренебрежением и даже враждебно. Это была концепция геронтофобии. Часто многие народы в древности даже убивали тех, кто дожил до старости и был обессилен.


Старики, которым из-за болезней становилось трудно вести кочевой образ жизни, часто меняя локацию вместе с общиной в поиске добычи, были ей не нужны, поскольку оказывались обузой в постоянных быстрых переходах вместе со стадом. Каждый член общины должен был быть ловким и сильным, чтобы выжить. Поэтому ни о какой заботе о пожилых людях не шло и речи.

От старых и больных соплеменников избавлялись, убивая либо оставляя одних умирать. Таким образом снимали с себя тяжелое бремя заботы и ухода за ними и освобождали их самих от долгих мук.

У древних славян был целый ритуал умерщвления стариков и больных людей. Он сложился на основании их мировоззренческих взглядов.

Постепенно общество развивалось. Лишь спустя много веков люди стали ценить жизненный опыт пожилых людей и обращаться к ним за советом. В очень многих цивилизациях бразды правления оказались в руках именно старейшин общества. Они стали элитой и имели огромное влияние. Их почитали.

На смену принципам геронтофобии, свойственным варварским племенам, пришло уважение и почтительное отношение к старшему поколению.

Древние люди считали, что умершие предки являются их покровителями. Со временем пришло понимание, что жизненный опыт стариков гораздо ценнее такого покровительства. Что невозможно построить благополучное общество, не обращаясь к опыту и мудрости пожилых людей. Возник культ умудренной старости.


Впоследствии он исчез. К пожилым людям просто стали относиться гуманно, проявлять заботу о них. Восприятие старшего поколения трансформировалось в соответствии с развитием культуры народов, социальной и моральной составляющей их жизни.

Решение вопроса заботы о пожилых людях осуществлялось в основном в рамках семьи, сельской общины и цеховых организаций.

В средние века отношение к старикам могло быть разным. Оно зависело от того, к какому классу общества принадлежал человек.

Пожилые выходцы из дворянства, высшего духовенства, а также аристократы оказывались на попечении членов их семей. Такие старики более других были окружены заботой и вниманием, чувствовали себя под защитой.

Социальную защищенность старцев обеспечивали монастыри. Уход за престарелыми людьми осуществляли монахи и монахини во многих монастырях по всему миру, исполняя таким образом послушание.

Крестьяне, бывшие довольно многочисленным сословием, сами проявляли заботу о пожилых членах своих семей.

Роль государства в вопросах заботы о пожилых людях

Забота о пожилых людях

В средние века государство не проявляло заботу о престарелых: им не помогали, и они не были социально защищены. То, как они проведут свою старость, зависело от их происхождения (к какому классу, сословию они принадлежали).


Тем не менее государство развивалось и со временем взяло на себя заботу о пожилых людях. В социальные программы помощи уже не способных к труду граждан были включены как прямые, так и косвенные способы поддержки. Существовали различные льготы: стариков освобождали от уплаты налогов и различных сборов.

Еще до нашей эры в одной из первых цивилизаций Шумер (в Южной Месопотамии, ныне это территория Ирака) практиковали организацию масштабных общественных работ на «социалистических» началах. Занимались этим хозяйства при храмах. Они же и лечили стариков и бедных людей.

Проявляли заботу о престарелых членах общества и в XI–XVI вв. в Империи инков. Это было раннеклассовое государство в Южной Америке. По достижении 50 лет люди начинали выполнять гораздо меньший объем работ по сравнению с другими. В 60 лет им полагалось освобождение от несения общественной трудовой повинности.

В доконфуцианском Китае забота о пожилых людях, вдовах и сиротах со стороны государства проявлялась в том, что оно старалось сильно не обременять этих граждан налогами и сборами. После Конфуция в законодательстве остались требования справедливого обложения налогами престарелых. Они освобождались также от общественных работ. Социально защищенными были в Китае и чиновники. Когда они уходили с госслужбы в отставку по старости, ранг их не понижался.


Заботиться и поддерживать неспособных к труду были обязаны члены их семей (как правило, дети и близкие родственники). Этого требовало законодательство. К пожилым людям относились уважительно. Другое отношение осуждалось и пресекалось.

Организацией специальных домов, функцией которых была забота о стариках, впервые стали заниматься в странах Древнего Востока.

В Европейских государствах в начале эпохи о престарелых людях государство практически не заботилось. Со временем оно взяло на себя обязанность поддерживать нетрудоспособных граждан. Первым документом, провозглашающим государство ответственным за заботу о слабых и бедных стариках, был принятый в Англии в 1601 году закон.

В конце XVII и в XVIII вв. дома для пожилых людей и больницы начинают отделяться друг от друга. Появляются попытки обосновать с научной точки зрения необходимость заботы в материальном выражении в виде выплаты из казны государства пенсии по старости.

Во второй половине XIX в. завершается формирование геронтологии как отдельной науки, ученые начинают глубоко исследовать демографию, вести статистику, в том числе и по пожилым людям.

Примерно в это же время государство начинает в действительности проявлять заботу о тех, кто не способен к труду. В 1880-е годы в Германии Отто фон Бисмарком была реализована программа социального страхования, отличающаяся последовательностью. Она была одна из лучших в XIX столетии.


Начинает зарождаться корпоративная социальная ответственность. Но выплачивать пособия по старости, а также страховать от безработицы могли далеко не все. Такие социальные гарантии обеспечивали лишь крупные организации.

Хоть в XIX в. и осуществляли деятельность благотворительные фонды, а рабочим выплачивали небольшие пенсии, старость для них все еще оставалась настоящей катастрофой.

Постепенно забота о пожилых людях перестала быть функцией лишь благотворительных организаций. Ее возложили и на общество. Однако полностью «реабилитировали» старость лишь во второй половине XX века. Сейчас этот период в жизни человека не является худшим.

Понятие старости претерпело изменения. Наступление ее определяют не по потере трудоспособности, а по достижению человеком определенного возраста, закрепленного в законодательстве. Перейдя этот возрастной порог, он получает право на пенсионное обеспечение.

В Соединенных Штатах и других развитых странах употребление термина «пожилой» становится все более неуместным. Его заменяют выражениями «третий возраст» и «золотой возраст».

Сейчас люди пенсионного возраста отлично выглядят, ухоженны, сами ездят за рулем и летают в путешествия. Существуют различные клубы для тех, кто достиг «третьего возраста».

Проблема заботы о гражданах «золотого возраста» широко освещается в СМИ и на телевидении. Для пожилых людей выпускают специализированные журналы и телепередачи.

Все чаще и глубже исследуются различные социальные проблемы старости – от творческих способностей пожилых людей до темы секса в «третьем возрасте».

В настоящее время на Западе наметилась тенденция к исчезновению понятия старости как такового. Теперь пожилых людей определяют как граждан «в солидном» возрасте, которые еще полны сил, отлично выглядят и являются активными.


Формы заботы о пожилых людях в различные периоды истории Российского государства

Забота о пожилых людях

Людей в старости на протяжении человеческой истории поддерживали в различных формах.

С помощью метода исторического анализа было выявлено, как зарождался и развивался институт социальной защиты пожилых людей в нашей стране. Ученые считают, что становление его и развитие в России происходило поэтапно.

Первый этап

На этом этапе только зарождались механизмы социального обеспечения и заботы о пожилых людях в древних общинах славян. Формирование праформ социальной помощи престарелым началось именно у древних славян. В то время незащищенные слои общества поддерживали, основываясь на принятых в общине правилах поведения и ценностях. Начинали появляться групповые формы помощи тем, кто в ней нуждается, – старикам, вдовам и детям.


  • Нетрудоспособным, больным старцам помощь предоставляли всей общиной, забота осуществлялась всем миром: они кормились то в одном, то в другом доме. Если пожилой человек был одиноким, на него «оформляли» опекунство. Назначенный опекун был обязан кормить старика.
  • В обязанность членов общины входила помощь одиноким старцам, ослабленным еще и болезнями. Соседи не только заботились о них, но и брали на себя растопку печи, уход за скотом. Такая форма помощи получила название «наряды миром».

Таким образом, в древние времена у славян наблюдалось зарождение основ социальной заботы к пожилым людям, которые впоследствии были использованы и в христианской модели помощи и поддержки старикам и детям.

Второй этап

С Х в. на Руси началось разрушение родоплеменных отношений. Культурно-историческая ситуация изменилась, что повлекло за собой необходимость разработки других форм поддержки стариков и заботы о них.

В России было много монастырей и крупных храмов, и при каждом из них обязательно была больница, богадельня или приют. Они давали кров недееспособным гражданам преклонного возраста, нищим, слепым, больным. Монастыри кормили их и предоставляли 1/10 часть земель.

Временем появления на Руси первого богоугодного заведения, где могли поселиться нищие и старики, считается начало ХVI в. Оно было создано в Переяславском Троицком монастыре. Позже этот опыт посчитал нужным Петр I и издал специальный указ, предписывающий строительство монастырями богаделен.


Однако заботу, уход за пожилыми людьми осуществляли на Руси не только церкви и отдельные князья. Простолюдины тоже помогали и поддерживали друг друга, в первую очередь престарелых людей и детей.

В городских поселениях обессиленных и больных стариков могли приютить «убоги и божьи дома». Строились и другие закрытые заведения социальной направленности.

Начало XVI века ознаменовалось повышением интереса государства к проблеме социальной защиты нуждающихся. Теперь заботой о пожилых и благотворительностью занимались не только обычные люди. При Иване Грозном стали вести учет тех, кто нуждался в помощи – престарелых, больных, нищих. Для них строили специальные богадельни и больницы. Там они жили, о них заботились, предоставляя необходимый уход.

В 70-е гг. XVII в. в Москве насчитывалось более 8 довольно больших богаделен-больниц. Они заботились о 412 нуждающихся. Кроме того, практически при каждой церкви были менее масштабные заведения для престарелых.

Третий этап

Временные рамки этого этапа – с начала XVII до реформы 1861 г. Он характеризовался становлением форм государственной помощи пожилым людям, открытием первых социальных учреждений.

Большой вклад в решение проблемы социальной защиты нуждающихся внес великий реформатор Петр I. В годы его правления была сформирована система помощи незащищенным слоям населения на государственном уровне. Нуждающихся стали разделять на категории, началась борьба с социальными пороками (теперь старались предупредить их появление). Благотворительная деятельность частных лиц стала регулироваться. Все эти новшества были закреплены в законах.


При Петре I заботу о стариках, детях и сиротах начали проявлять на государственном уровне. Престарелые, обессиленные, нищие и больные находили приют в домах Святейшего патриарха (1701 г.) и Московских богадельнях (1710 г.).

В 1775 году вышло Положение о губерниях. С этого времени началось активное строительство богаделен для пожилых людей всех сословий.

Третий этап охарактеризовался развитием определенной социальной политики и изданием законов в этой области, формированием системы защиты престарелых и нуждающихся. Функцию призрения берет на себя государство, а церковь начинает играть в жизни людей другую роль. Создаются специальные государственные институты, цель которых – реализация политики в области социального обеспечения и защиты нуждающихся категорий граждан.

Четвертый этап

Длился в период с 60-х годов XIX века до начала XX века. Механизмы социальной защиты за это время значительно усовершенствовались:

  • помощь пожилым людям стала более организованной, поскольку была создана разветвленная сеть учреждений, деятельность которых координировалась;
  • государство брало под свою защиту все больше категорий граждан: одиноких стариков, граждан с инвалидностью, детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорников, нищих, детей-инвалидов, с задержкой развития, детей-мигрантов и др.;
  • начали открываться богадельни и приюты для выходцев из низших сословий, а также яслей-приютов и народных школ для их детей.

Заботу о немощных стариках полностью обеспечивало общество. Строительство богаделен финансировали как частные лица, так и государство. Средства выделялись Приказами общественного призрения и направлялись на организацию помощи пожилым и убогим людям всех сословий.

К концу XIX в. в стране функционировали сотни богаделен. В них находили приют все престарелые и нетрудоспособные граждане, которые не могли сами себя обеспечить и о которых больше некому было заботиться. При этом принадлежность к тому или другому сословию не имела значения. Были богадельни, которые принимали только тех, кто постоянно проживал в городе, а в пределах прихода – не менее полугода.

К концу XIX в. система государственной социальной помощи пожилым людям в России представляла собой обширную сеть благотворительных обществ и учреждений. В этот период также начала появляться профессиональная помощь, стали готовить специальные кадры. Для этого организовывались курсы профессиональной подготовки специалистов для социальных служб.

Начало ХХ в. в нашей стране ознаменовалось активным развитием системы различных социальных служб. Количество организаций, занимавшихся благотворительной деятельностью, в 1902 году составляло 11 400. Люди становились все более убежденными в том, что забота и уход за пожилыми людьми крайне необходимы. К благотворительности относились положительно.

В конце XIX в. была создана сеть благотворительных организаций, осуществляющих призрение стариков, которая в дальнейшем получила развитие («Императорское человеколюбивое общество», «Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите стариках», «Благотворительное общество бедным» и др.).

В общем к началу ХХ века в России завершилось формирование трех основных направлений помощи пожилым людям:

  • защита со стороны государства;
  • земская общественная помощь;
  • благотворительная деятельность частных лиц на добровольной основе.

На этом этапе в решении вопроса организации государственного призрения доминировал общественный подход. Причины этого следующие:

Начало ХХ в. характеризовалось также совершенствованием механизмов социальной помощи старикам, развитием адресной помощи и формированием системы социального обеспечения.

Забота о пожилых людях

Формы заботы со стороны государства о людях преклонного возраста, возникшие в древние времена, с развитием человечества претерпевали изменения и улучшались. Но эти механизмы были ориентированы, как правило, на нищих и одиноких. На рубеже XX–XXI вв. им был дан новый импульс к развитию.

Подытожим: институт социальной защиты престарелых людей зародился еще в древние времена, у славян, поскольку пожилые люди и тогда являлись категорией, нуждающейся в заботе, уходе и особом внимании. Постепенно механизмы государственной помощи совершенствовались.

Забота о пожилых людях в домах престарелых: российский и зарубежный опыт

Забота о пожилых людях

Россия

В России существуют специальные пансионаты для пожилых людей, как частные, так и государственные. Многие думают, что пребывание в государственных оплачивать не нужно, однако это не так. Законом установлено за ними право забирать 75 % пособия по старости подопечного. На расходы ему остается ¼ пенсии. Предусмотрена компенсация государством расходов пансионата сверх изымаемой у престарелых суммы.

Оказание других услуг осуществляется на платной основе. Часто государственные пансионаты финансируются не в полном объеме, поэтому необходимые лекарства приходится выкупать, а также оплачивать создание дополнительных удобств проживания.

Право на пребывание в государственном доме престарелых имеют не все категории граждан. В такие пансионаты принимают одиноких лиц с инвалидностью 1 и 2 группы и лежачих больных, а также тех, чьи родственники не могут организовать им должный уход, и на это имеются веские причины. Если одинокого пожилого человека селят в пансионат, то спустя полгода проживания его жилье переходит в собственность государства. Жить ему в случае отказа от услуг дома-интерната станет негде, поэтому он будет вынужден доживать свои дни в доме престарелых.

В частном пансионате может поселиться любой человек пенсионного возраста, способный платить за проживание. Вне зависимости от состояния здоровья за пожилым человеком будет производиться уход (уборка, приготовление еды, стирка в прачечной).

Если же пенсионер болеет или даже не может самостоятельно передвигаться, то ему нужна постоянная забота и уход: гигиенические процедуры; массаж, чтобы не образовывались пролежни; возможно, специальное оборудование. В связи с этим за проживание и уход в таком случае придется платить больше.

Забота о пожилых людях

Франция

Во Франции пожилым людям государством обеспечивается должный уход на дому. В пакет бесплатных услуг включают медицинскую помощь по месту жительства, предоставление необходимого оборудования и лекарств. Если нужно, устанавливают функциональную кровать, специальную аппаратуру. Каждый день к больному приходит медсестра, каждый месяц – доктор. Бесплатно проводят необходимые исследования.

В перечень платных услуг включена уборка в квартире, приготовление еды, походы за покупками в магазины. Пенсионные выплаты во Франции достойные, поэтому оплата этих услуг не является обременительной для пожилых людей.

Если есть показания для постоянного проживания в доме-интернате, то при подборе места учитывают состояние пенсионера, а также уровень его финансового благополучия.

Пансионаты во Франции строят отдельно для богатых и бедных людей. Но даже те, у кого небольшой достаток, проживают в комфортных условиях. Просто количество постояльцев в одном помещении может составлять два человека. При неспособности пенсионера полностью оплачивать услуги интерната самостоятельно государство финансирует его проживание там.

Британия

В Англии организация ухода за пожилыми людьми в домах престарелых оставляет желать лучшего. Пансионатов в стране много, но условия проживания в них существенно различаются. Они отличные в домах для богатых и на порядок хуже для обычных пенсионеров. Хотя и в том и в другом случае комнаты рассчитаны на 1-2 человек, имеется свой санузел, предусмотрено полноценное питание и хороший уход.

Тем не менее нередки случаи гибели пожилых людей в таких учреждениях от голода, обезвоживания и инфекций. Люди не получают должного ухода, страдают пролежнями.

Германия

Система социальной защиты престарелых в Германии построена хорошо. Условия во всех пансионатах одинаковые, уровень дохода пенсионера значения не имеет. Комнаты рассчитаны на одного человека, в каждой имеется душ и туалет. Если есть возможность, человек частично оплачивает услуги пансионата сам, если нет – расходы на его содержание покрывают страховые выплаты.

Система страхования на случай необходимости в уходе функционирует в Германии с 1995 года. Она предполагает отчисление части своего дохода гражданами в фонд страхования. Выделяют три категории граждан, которым необходим уход. В зависимости от того, к какой человек относится, ему по достижении пенсионного возраста полагается выплата ежемесячного пособия определенного размера.

Оно меньше, если человек живет дома, и больше, если требуется уход в специализированном учреждении. Такую же выплату получают и пансионаты.

Сейчас в Германии катастрофически не хватает специалистов по работе с пожилыми людьми, тогда как число людей преклонного возраста в последнее время увеличивается.

США

В Соединенных Штатах проживание в домах-пансионатах платное, оно не финансируется государством. Есть интернаты различного уровня. Каждый выбирает подходящий ему исходя из своих финансовых возможностей. Для состоятельных граждан преклонного возраста есть дома престарелых с максимально комфортными условиями. Есть даже специальные поселения для пожилых людей, в которых они могут купить или снять дом, квартиру. Если человеку требуется особый уход, его обеспечат и будут оказывать все необходимые услуги.

При отсутствии возможности у пенсионера самостоятельно оплачивать проживание в доме-интернате выставляется на продажу все его имущество (на законных основаниях). Если вырученной суммы тоже недостаточно, его пребывание в учреждении оплачивает государство.

Даже в самых дешевых интернатах каждому пожилому человеку полагается отдельная комната небольшой площади с собственным санузлом и кухонным оборудованием. Обязательно предоставляются медицинские услуги и уход, хотя многие американские пенсионеры недовольны качеством этих услуг.

Япония

Очень долго в Японии доминировали патриархальные отношения, поэтому заботу о пожилых людях брали на себя их близкие родственники. Однако в настоящее время наблюдается старение населения. Число пенсионеров старше 100 лет составляет более 50 000 человек. С 2000 г. в стране Восходящего Солнца действует закон о страховании по уходу. С момента его принятия появилось очень много организаций, предлагающих свою заботу о людях преклонного возраста.

В Японии есть не только государственные пансионаты для пожилых людей, но и частные.

Условия проживания в государственных домах для престарелых очень хорошие, необходимые услуги оказываются должным образом, поэтому многие пенсионеры стараются устроиться именно в такие учреждения.

Они предоставляют отдельную комнату с душем и туалетом, оборудованную всем необходимым для организации должного ухода.

Частные учреждения для проживания пожилых людей, как правило, роскошные. Однако стоимость пребывания в них очень высокая. В настоящее время также нередко строят пансионаты вдали от населенных пунктов. Условия проживания в них и качество заботы и оказываемых там услуг вызывают сомнения. Это больной вопрос для граждан Японии, в прессе часто говорится о необходимости проверять, насколько качественный в пансионатах обеспечивается уход за пожилыми людьми.

Дома для престарелых в Подмосковье

Сеть пансионатов для пожилых людей предлагает дома для престарелых, которые являются одними из лучших в плане комфорта, уюта и расположены в красивейших местах Московской области.

Источник: dom-prestarelyh.ru

Если нарушена психическая деятельность

Если пожилой родственник страдает деменцией, болезнью Альцгеймера или иным психическим заболеванием, выходом могут стать дома для престарелых и инвалидов, где за такими людьми организуется профессиональный уход. Однако если это невозможно, то на родственников ложится серьезная нагрузка. К такому человеку нужно относиться как к ребенку, ограничивать его доступ к газу, плите, электрическим розеткам, организовать правильное питание и постоянный присмотр.

С такими людьми сложно общаться, на некоторые вопросы приходится отвечать по нескольку раз, проявляя колоссальное терпение. К сожалению, надежды на выздоровление, а иногда и на улучшение состояния таких людей практически нет.

Что делать при тяжелом физическом состоянии

Случается, что пожилой человек в силу возрастных изменений или хронических болезней не может самостоятельно передвигаться и проводит весь день в постели. В этом случае родственникам необходимо позаботиться о том, чтобы обеспечить подвижность конечностей, переворачивать пациента, проводить гигиенические процедуры, дыхательную гимнастику. Очень часто физиологические изменения приводят к эмоциональным и личностным расстройствам, характер больного меняется не в лучшую сторону. Чтобы этого не произошло близким людям необходимо стимулировать умственную деятельность пожилого человека, поддерживать его интересы и стремление к активности. Это поможет ему испытывать радость и психологический комфорт.

Источник: www.seniorgroup.ru

Как мы навещали стариков в доме для престарелых

В доме для престарелых у дедушки жили друзья, и по субботам мы с ним ходили их навещать. До этого я не задумывалась об этих людях. Юность — возраст беспечности. Вот и я думала о друзьях, учебе и увлечениях, пока не потеряла бабушку и не стала анализировать многие серьезные вопросы и свое поведение. Сразу я стала взрослее и серьезнее.

Как я заботилась о дедушке

В доме для престарелых я познакомилась со многими пожилыми людьми. Они были так счастливы, когда их навещали, что у некоторых даже стояли в глазах слезы. Мне стало интересно, почему и как они там оказались. И я узнала много ужасных историй. Многих стариков выгнали из дома собственные дети… Мне было сложно в это поверить, ведь я росла в семье, где очень уважали старших, и я любила своих бабушку и дедушку.

Тем не менее в доме престарелых доживают свой век много одиноких и несчастных стариков и мало кого навещают родные. Вот почему они так рады видеть у себя посетителей.

Делая что-то для других, мы получаем такое удовлетворение, которое в разы превышает радость, получаемую оттого, что мы что-то делаем для себя.

Что нужно пожилым людям

В пожилом возрасте люди близко к сердцу воспринимают все неудачи. И среди стариков очень много одиноких. Им хочется быть кому-то нужными, знать, что их по-прежнему любят и ценят.

Как я заботилась о дедушке

Если мы пару дней не звонили бабушке, она всегда звонила сама и с обидой говорила, что она никому не нужна, и никто ей не звонит.

Общение

Старайтесь уделять больше времени пожилым. Они в этом очень нуждаются.

Когда я приезжала к дедушке и занималась домашними делами, он пытался меня остановить, убеждая, что сделает все сам, лишь бы я не устала и не стала приезжать реже и чтобы больше времени проводила с ним.

Помощь по дому

Пожилые уже не имеют таких сил, как в молодости, и им может быть сложно выполнять повседневную работу. Я приезжала к дедушке, готовила ему еду и убирала. Делала все то, что обычно делала бабушка. А он очень ценил мою помощь, ведь сам он не всегда справлялся.

Моя мама иногда навещает пожилую бабушку, которой уже 92 года. Однажды бабушка сломала руку и не могла готовить себе еду. Мама приносила ей еду, а старушка была безмерно благодарна.

Как я заботилась о дедушке

Важно научиться замечать, кому нужна помощь вокруг нас. Ведь однажды и мы станем такими же пожилыми. А в жизни все возвращается бумерангом.

Поддержка

У пожилых много болезней. Они плохо себя чувствуют. У них все болит, из-за чего у них портится настроение и может начаться депрессия. Именно поэтому им так важно наша поддержка.

Как я заботилась о дедушке

Бывают случаи, когда дети не хотят общаться с родителями, потому что те в молодости сами плохо себя вели по отношению к детям. Их тоже можно понять, ведь боль обиды остается, но в пожилом возрасте пожилые начинают обдумывать свою жизнь, осознавать ошибки и сильно раскаиваться. Многие на самом деле заслуживают прощения, ведь порой и мы сами ошибаемся. А если хотим, чтобы нас прощали, самим тоже нужно этому научиться.

Пожилые — кладезь мудрости и советов

В нашем обществе почему-то так повелось, что проводить время со стариками непрестижно. Люди делятся на группы по возрастным категориям. Молодежь не прислушивается к советам старших и делает собственные ошибки, иногда даже ломая собственную жизнь. Считают, что старшее поколение ничего не понимает в нынешних проблемах. Но это не так.

У молодых есть современные знания и образование и им может казаться, что они умнее предков. Но у пожилых есть житейская мудрость, они хорошо разбираются в людях и заранее предвидят неприятности. А этим они с удовольствием готовы поделиться.

Я всем советую больше времени проводить со своими бабушками и дедушками. Некоторые осознают острую нехватку в них, только когда их теряют. Начинают винить себя за то, что уделяли мало времени, когда была возможность. Что не звонили, не навещали. Покупают дорогие памятники и засыпают могилу цветами, пытаясь искупить свою вину. Но пожилым нужны наша забота и внимание при жизни, а не после смерти.

Источник: frauwow.com

Опубликовано: 04.10.2016 17:15

 

pom-1

 

Старость нередко становится периодом, когда необходимы регулярная помощь и поддержка. Особенно это касается одиноких пожилых людей.

 

Статистика свидетельствует: 53 процента россиян считают, что уходом за пожилыми людьми должны заниматься родственники. Но как быть одиноким, за которыми просто некому ухаживать? В этой ситуации ответственность за них ложится на государство. Именно его социальные гарантии и социальная защита, а также качество оказываемой одиноким старикам помощи становится показателями цивилизованности общества.

Об этом мы беседуем с министром труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмирой Зариповой.

– Пожилые люди в республике оказались самой быстро растущей возрастной группой. Значит, требуется все больше поддержки от государства. Между тем Федеральный закон №442 обозначил необходимость дифференцированного подхода к определению форм социальной господдер­жки, сделав акцент на том, что помощь должна оказываться только действительно нуждающимся. Кроме того, чтобы получить госуслуги, человек должен сам обратиться в органы соцзащиты. Эльмира Амировна, не могут ли эти два момента – дифференцированный подход и заявительный характер – объективно оставить без помощи граждан, которые не могут проживать самостоятельно?

– Начнем с цифр. В 2015 году услуги на дому получали 18229 человек, сегодня на обслуживании состоит 16148 человек, услуги которым предоставляют 2035 социальных работников. Для того чтобы ни один пожилой одинокий человек не остался без помощи и должного ухода, мы создали рабочие группы из специалистов территориальных органов соцзащиты и комплексных центров соцобслуживания населения. Они, не дожидаясь обращений, сами обходят пожилых татарстанцев.

 


Правительством Татарстана установлены дополнительные категории граждан, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание на дому вне зависимости от размера среднедушевого дохода


 

В прошлом году посетили людей старше 80 лет. Прямо в их квартирах и домах изучили, в каких условиях старики проживают, в чем нуждаются. Проанализировали, кто из них действительно одинок, кому требуется по­ст­оронний уход. По итогам таких обходов помогли восстановить социальные связи 307 пожилым людям – их забрали к себе на проживание родственники, 103 пенсионеров оформили на надомное социальное обслуживание, а восьмерых определили в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

В этом году обходим пожилых людей в возрасте от 70 лет, а также инвалидов первой и второй групп. На сегодняшний день в республике проживают 337,6 тысячи граждан старше 70 лет, из них 44 тысячи – одинокие.

– Новое законодательство позволило регионам расширить перечень граждан, имеющих право на получение бесплатных социальных услуг на дому. Что в республике сделано в этом направлении?

– Правительством Татарстана установлены дополнительные категории граждан, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание на дому вне зависимости от размера среднедушевого дохода. Это люди, проживающие одиноко либо в семьях, члены которых по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход за пожилым: инвалиды и участники Великой Отечественной войны; инвалиды боевых действий; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также граждане из подразделений особого риска. В 2016 году по решению Президента РТ данное право было распространено также на проживающих одиноких пенсионеров в сельской мест­ности.

 

Для охвата соцобслуживанием одиноких пожилых, проживающих в сельских районах и отдаленных мест­ностях, наши комплексные центры применяют выездную форму работы «Мобильная бригада». Она используется также для оперативного реагирования в экстренных ситуациях, создающих угрозу для жизни и здоровья граждан пожилого возраста. Кроме того, «Мобильная бригада» осуществляет плановые выезды для проведения разъяснительной работы по социально значимым вопросам.

С этого года в категорию пенсионеров, имеющих право на бесплатное обслуживание, включены также ветераны войны, служившие на объектах противовоздушной обороны, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», а также проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев. Благодаря этому нововведению с июня текущего года бесплатно социальные услуги на дому стали получать еще 779 человек в 42 районах Татарстана.

– Социальное обслуживание на дому – это основная и наиболее предпочтительная форма помощи пожилому человеку – и для него самого (он остается в привычной домашней обстановке), и для бюджета (это достаточно экономично). Но есть ситуации, когда старикам либо не удается найти общий язык с родными, либо они не могут проживать самостоятельно даже при поддержке социальных служб. И тогда им приходится коротать остаток жизни в домах-интернатах. Большинство сограждан воспринимают государственный дом для престарелых как самую крайнюю меру. Так ли это?

– В системе соцзащиты населения есть несколько видов учреждений для одиноких стариков: 26 домов-интернатов для престарелых и инвалидов (1885 койко-мест) и 6 психоневрологических интернатов (2440 койко-мест). В них проживают 1859 и 2428 человек соответственно, при этом 84 процента проживающих в домах-интернатах – это граждане пенсионного возраста, в психоневрологических интернатах – их около 36 процентов. Освободившиеся из тюрем, бомжи и попрошайки, ранее судимые лица проживают в специальных домах-интернатах.

В домах для престарелых обеспечены медицинское обслуживание и уход, ведь основная цель деятельности таких интернатов – создание благоприятных, соответствующих всем требованиям государственных стандартов, условий для проживания. Но этим мы не ограничиваемся. Внедряем инновационные технологии социальной работы и новые виды услуг; совершенствуем медицинскую, профессиональную, трудовую, социальную реабилитацию инвалидов.

Особое внимание уделяется досугу, ведь правильно организованное свободное время улучшает психическое состояние пожилых. Жители интернатов с удовольствием занимаются скрапбукингом, декупажем, художественным плетением, бисеровышиванием, вязанием. В домах-интернатах нередки мероприятия, посвященные чествованию ветеранов, сюда приходят волонтеры, школьники. Эти акции проводятся не только на бюджетные деньги, но и за счет средств спонсоров, благотворителей.

Отдельно хотелось бы остановиться на проекте «Дорогой наш ветеран», который реализуется в Татарстане два года. В рамках этого проекта в домах-интернатах для престарелых и инвалидов улучшаются не только условия проживания, но и делается много для восстановления социальных связей ветеранов и участников войны. В 17 домах-интернатах у нас проживают один ветеран-фронтовик, один житель блокадного Ленинграда, четыре вдовы участников войны и 129 тружеников тыла. Их планируем размещать только в одно- и двухместных комнатах.

 


Правильно организованное свободное время улучшает психическое состояние пожилых людей, считает Эльмира Зарипова


 

– Президент России Владимир Путин поручил до 2018 года ликвидировать очереди в дома престарелых. Как выполняется эта установка в республике?

– По состоянию на 26 сентября этого года в очереди на получение социальных услуг в домах-интернатах для престарелых и инвалидов стоят 77 татарстанцев. Для снижения очередности, а также с тем, чтобы обеспечить проживание пожилого человека в домашней семейной обстановке и повысить качество жизни, интернаты проводят работу по поиску родственников и восстановлению семейных связей.

В этом году, например, в домах-интернатах реализован проект «Гостевая комната». То есть созданы условия для встреч с родственниками, бывшими сослуживцами, коллегами. И уже есть свои результаты. Жизненные ситуации бывают разные, и после таких встреч, например в Джалильском доме для престарелых, дочь забрала к себе старенькую маму, которая долго проживала в этом интернате.

Кроме того, мы решили попробовать пойти по пути устройства пожилых одиноких людей в приемные семьи. Нужно отметить, практика приемных семей для пожилых людей в Татарстане была и прежде. В Зеленодольском и Сармановском районах посторонние граждане принимали к себе на постоянное проживание пожилых людей и заботились о них. Теперь наше министерство подготовило пилотный проект, согласно которому в предстоящем году 30 пенсионеров, частично или полностью утративших способность ухаживать за собой, будут определены в приемные семьи. Правительство Татарстана намерено выплачивать семьям, принявшим инвалидов на попечение, компенсацию в размере до восьми тысяч рублей.

 


жизнь  продолжается

Скучать не приходится

antonov-6Юрий Антонов станцевал барыню с директором Мензелинского дома-интерната

Юрию Антонову не было и пятидесяти, когда его придавило бетонной балкой и он лишился ноги. Теперь он инвалид-колясочник и уже восемь лет живет в Мензелинском доме-интернате. О том, как туда попал, рассказывает спокойно, ведь этот выбор сделал сам:

– Дети не хотели меня отпускать, уговаривали оставаться дома, даже обижались… Но я настоял. Во-первых, все-таки не хотелось их обременять. Во-вторых, дома скучно, единственное развлечение – целый день сидеть перед телевизором. А здесь у меня минутки свободной нет, скучать не приходится. Мы постоянно участвуем в различных мероприятиях, занимаемся в кружках, секциях, нас то в кино водят, то в театр. Я даже побывал в Казани на Чемпионате мира по водным видам спорта. Спасибо за это руководству нашей республики, которое дало возможность нам, инвалидам-колясочникам, посетить такое потрясающее соревнование. Впечатлило, что я на своей коляске мог передвигаться всюду без всяких проблем.

Юрий Николаевич – победитель всевозможных спортивных состязаний, а недавно занялся танцами. Его барыня, которую он исполнил в паре с директором Мензелинского дома-интерната Ириной Исмагиловой, принесла им победу в республиканском конкурсе «Мои года – мое богатство», который прошел в сентябре в рамках первой специализированной выставки «Активное долголетие» в Казани.

 

Источник: rt-online.ru

Как меняется в России отношение к домам престарелых и понятию достойной старости и почему заботятся о детях и стариках в семье в основном женщины?

Профессор Европейского университета Елена Здравомыслова рассказывает о результатах своего исследования того, как живут российские семьи «поколения сэндвич», «зажатые» между обязанностями обеспечивать детей и одновременно ухаживать за пожилыми родственниками.

— Почему вы начали изучать проблему ухода за пожилыми людьми в семьях?

— Меня интересует это прежде всего с точки зрения изучения повседневности. Мы в Европейском университете проводили ряд исследований, посвященных этой тематике. И эмпирические материалы подтолкнули к тому, чтобы обратить внимание даже не на самих зависимых пожилых людей, а на тех, кто переживает опыт долгосрочного ухода за ними.

Мы опрашивали и самих пожилых людей, но когда эти люди часто болеют, становятся очень хрупкими и зависимыми, то их интересы представляют члены семьи младшего поколения. И именно они чаще всего были нашими источниками информации. Групповой проект мы проводили, кажется, году в 2012-м, а затем в 2016-м. Ну и стало ясно, что люди, которые ухаживают за своими пожилыми родственниками, очень заинтересованы в проведении такого исследования. Потому что они чувствовали недостаток общественного внимания к этой проблеме, недостаток понимания сложности их жизненной ситуации, отсутствие институциональной поддержки. Общество недостаточно внимательно и равнодушно к жизненному опыту, который обозначается как «синдром сэндвич-поколения».

— Люди какого возраста входят в «сэндвич-поколение»?

— Это среднее поколение в структуре семьи. Мы предполагаем, что можно говорить о трех поколениях семьи: нуклеарная семья (дети-родители) и третье поколение, прародители. И вот среднее поколение — стержневое — ответственно за благополучие и младшего поколения (своих детей), и старшего (бабушек и дедушек).

На стержневое поколение приходится двойная нагрузка. И мы говорим не просто об опыте взаимодействия с пожилыми людьми, а о ситуации, когда у пожилых есть проблемы со здоровьем, они становятся зависимыми, требуют заботы и ухода. Это значит, таким людям больше 60–65 лет, а то и ближе к 70. То есть в «сэндвич-синдром» попадают люди в возрасте от 45 до 65 лет.

— Действительно ли нагрузка по уходу в основном ложится на женщин? Почему? И как меняется роль мужчин в этом?

— Это следствие того, что до сих пор в нашем обществе больший объем повседневных домашних забот о зависимых членах семьи ложится на женщину. Хотя это не значит, что остальные члены семьи не принимают в этом участия. Но всё, что связано, например, с кормлением, умыванием, одеванием, выгуливанием, в основном лежит на женщинах, если они есть в семье. Вне зависимости от того, говорим мы сейчас о детях или пожилых членах семьи. Потому что считается, что женщины в этом плане более компетентны, хотя это необязательно реалистично. Здесь роль играют гендерные стереотипы. А еще это связано с тем, что мужчине приписывается основная роль добытчика. Это не значит, что мужчины не думают о своих матерях и отцах или больных супругах.

В эти домашние заботы мужчины сейчас всё больше погружаются, но если им необходимо постоянно быть на работе, у них командировки, ненормированный график, то семья, как правило, принимает решение не ограничивать мужчину в продвижении по карьерной лестнице. Но кто-то это должен сделать. И в большинстве случаев решение о том, кто будет нести на себе основную нагрузку заботы, делается в пользу женщины как менее вовлеченной в работу по сравнению с мужчиной. Ее торможение на рабочем месте считается не столь разрушительным ни для нее лично, ни для всех. Женщина легче соглашается на эту нагрузку.

Довольно часто заботящиеся люди ищут разделения труда и помощников. Этими помощниками могут быть и члены семьи, и наемные работники, и соцработники. Люди более обеспеченные пользуются этими ресурсами, чтобы облегчить нагрузку заботы.

В нашем обществе надо менять всё так, чтобы разгрузить представителей стержневого поколения, столкнувшихся с «сэндвич-синдромом» с помощью рыночных услуг, соцработников, волонтеров.

— С какими проблемами сталкиваются люди, которые берут на себя уход за пожилыми? И когда ситуация становится критичной?

— Во-первых, главная проблема: если человек работающий, то как совместить оплачиваемый труд с заботой о пожилом человеке? Уйти ли на пенсию, сохранить ли рабочую нагрузку и за счет чего?

Вторая группа проблем связана со взаимодействием с медицинскими учреждениями. Это новая компетенция, которая появляется у вовлеченных в долгосрочный уход.

Ведь, как правило, речь идет о здоровье пожилых людей и о том, что они сами уже не в состоянии контролировать выполнение назначений врача или посещать медицинские учреждения, обращаться за помощью. Это новые сложности, новые навыки. С другой стороны, они сталкиваются со всей этой бюрократией системы здравоохранения. И на это очень много жалоб у наших информантов.

И в-третьих, есть пласт проблем, связанных с перераспределением семейного внимания. Жила нуклеарная семья: работающие супруги с детьми. И вдруг у них появляется новый драматический сюжет в семейной жизни, который полностью всё реорганизует. Иногда людям приходится менять свои жилищные условия — например, съезжаться с родственниками.

Сложившийся уклад внимания и отношений меняется, и не все идут легко на перераспределение обязанностей. Довольно часто возникают семейные конфликты — и неизбежно возникает напряжение. Бывает, что семьи чуть ли не расходятся.

Иногда человек, взявший на себя основной груз заботы о пожилых, по разным причинам не получает нужной поддержки. А если у человека нет доступа к структурам помощи и нет тех людей, которые разделили бы с ним нагрузку, он начинает эмоционально выгорать, ухудшается его физическое и душевное здоровье. У него нет времени на себя!

Не могу сказать, через какое время эти проблемы переходят в критическую стадию. Знаю, что есть острые фазы и более спокойные. Одна из острых фаз — это, конечно, начальный период, когда появляются новые обстоятельства жизни, новые вызовы и нужна скорая помощь. И еще ничего не спланировано. Многие несчастья и неприятности случаются неожиданно. Часто «планирование семьи» не распространяется на горизонты старшего возраста. И пока семья не решит основные проблемы, связанные с балансом занятости и распределением труда в семье и за ее пределами, всё будет очень тяжело.

Бывают новые витки: когда физическое или психологическое здоровье родственника ухудшается. Одно дело, когда у тебя был инфаркт или перелом ноги, а если это хроническое заболевание, связанное с психологическим состоянием? Например, с деменцией, болезнью Альцгеймера. Это очень трудно, потому что за такими людьми надо следить круглосуточно. Сами члены семьи эффективно справляться с этой ситуацией самостоятельно не могут. Они должны обращаться в специальные учреждения. А где они? Какого качества?

Представители стержневого поколения находятся в таком возрасте, который требует инвестиций для того, чтобы двигаться по карьерной лестнице, зарабатывать, заниматься семейной жизнью. Если ты занимаешься в основном только сопровождением жизни зависимого пожилого человека, то обрекаешь себя на проблемы в будущем.

— Как такая забота отражается на детях стержневого поколения? Берут ли они на себя эту нагрузку?

— Берут — по моральным и материальным причинам. Отметим отдельно институт наследования. Например, внуки наследуют жилище бабушек и дедушек, отделяются от родительской семьи и переезжают туда. И предполагается, что внуки на основании такого межпоколенческого контракта, в котором есть сильная экономическая составляющая, будут ухаживать за пожилыми. Либо они уже живут с бабушками и дедушками, но когда речь идет о сложном уходе, пожилые всё равно прибегают к помощи более близких родственников: дочери или сына.

Но есть и другие случаи: некоторые наши информанты оберегают своих детей от активного участия в уходе. Возможно, считают, что это для них серьезный эмоциональный вызов или что они должны наслаждаться жизнью и заниматься образованием. Но дело в том, что таким образом люди среднего поколения ставят себя в очень тяжелое положение. Поэтому предполагается, что младших в цепочке родства к этой задаче лучше подключать.

— Как чувствуют себя сами пожилые люди?

— Чувствуют по-разному — зависит от личности. По моим данным, люди страдают от того, что лишаются автономии и становятся зависимыми. Ну представьте: человек, который сам принимал решения, был самостоятельным и независимым, понимает, что его статус меняется с точки зрения отношений власти. Подчиняться бывает трудно. Но очень выраженный лейтмотив — это нежелание быть обузой и страх, связанный с этим.

Пожилые зависимые люди становятся как бы детьми наоборот — некоторые стараются сохранить свой независимый статус. Знаете, есть такие пожилые сварливые люди, которые постоянно настаивают на своем. Это вопрос баланса, надо сохранить самоуважение человека и не злоупотребить своей властью. А все-таки эти ухаживающие люди наделены властью.

Но есть те, кто старается сам себе всё организовать и не грузить своих родственников. И этот тренд всё более выражен. Такие трендсеттеры задумываются о том, как организовать свою жизнь в старости раньше, в возрасте, когда могут сделать выбор. Хотя всё предусмотреть, конечно, невозможно.

Особенно характерно «планирование старости» для одиноких людей. Одиноких не в смысле, что они страдают от одиночества, а в смысле формы проживания. У них просто нет родственников — и некому заботиться.

— Такое новаторство характерно только для Запада или для России тоже?

— На Западе уже давно не считается нормативным долгом детей осуществлять материальный и физический уход [за родителями]. Это не значит, что от детей не ждут любви и поддержки. Однако там существует система пенсионного страхования, которая предполагает, что в какой-то момент деньги понадобятся для организации ухода за немощными людьми. И пожилой человек может нанять себе помощников, в том числе иногда и членов своей семьи. А дети приезжают по желанию: помочь, пообщаться и так далее. Да, ответственность сохраняется, но они не одни в этой ответственности.

Что касается материального телесного ухода, на Западе гораздо больше возможностей, чтобы его делегировать, получая хотя бы временную передышку. Кроме того, система домов для пожилых людей более развита с точки зрения жилищных условий и помощи. В социальных домах пожилые люди живут в отдельных квартирах, но к ним регулярно приходят социальные и медицинские работники, а также представители общественных организаций, которые шефствуют над этими домами и конкретными домохозяйствами.

У нас такие формы проживания развиты явно недостаточно. Даже бюджетные дома престарелых [на Западе] гораздо лучше тех, что мы сейчас видим в России. Здесь с точки зрения общественной морали до сих пор доминирует представление, что если у тебя есть дети, то они должны будут взять основную заботу о тебе в старости. Такой межпоколенческий контракт.

— За последние годы отношение к домам престарелых стало лучше?

— Да, отношение меняется, но очень медленно, в том числе из-за социального неравенства. У нас есть новый тип домов престарелых — частные пансионаты, в которых предоставляют услуги совершенно другого уровня. И там не хватает мест: спрос большой и будет возрастать. Если, например, пожилой человек и его семья договариваются, что он переезжает в такой пансионат, то это уже не рассматривается как безнравственное действие, вроде «сдали своих стариков».

Такое воспринимается как хорошая стратегия по обеспечению достойного образа жизни в старости. Думаю, этот тренд будет набирать обороты. Однако реализация такой стратегии требует накоплений — финансовых вложений.

— Можно ли сравнить уход за пожилыми и стресс, который он вызывает, с воспитанием ребенка?

— По содержанию это, может быть, конечно, сравнимо. Если буквально: нужна эмоциональная работа, физический уход и так далее. Но эмоциональная составляющая в случае ухода за немощными пожилыми людьми по модальности совершенно другая. Одно дело, когда усилия вкладываются в перспективу, в будущее — так происходит, если мы говорим о воспитании детей. А другое дело, когда ты обслуживаешь и сопровождаешь последнюю фазу жизни человека. Да, эмоциональное выгорание бывает и в том, и в другом случае, но по модальности это разные состояния. В ситуации с пожилыми — это более грустная история

— Вы говорили о том, что в России большая проблема в том, что всё ориентировано на более молодое поколение. А о пенсионерах не думают и даже хотят, чтобы они скорее умерли.

— Я хочу привлечь внимание к проблеме. Общество всегда с большим желанием вкладывает в будущее, чем в продолжение жизни старшего поколения.

— Может ли это отношение в России измениться и что для этого нужно?

— Думаю, мы живем в то время, когда категорически меняется отношение к старости в целом. И журналисты к этому обращаются, и в социальных медиа есть несколько интересных проектов. За последние пять лет я наблюдаю рост внимания к этой теме. Главная причина: демографическая структура, а именно тренд старения населения. И это глобальный тренд. Значит, с каждым годом становится всё больше людей пожилого возраста. Мы видим, что продолжительность жизни растет.

И всем ясно, что стариков будет больше — главное, чтобы они жили прилично, достойно и дольше сохраняли здоровье и независимость. Благополучие людей старшего возраста становится насущной задачей.

Сейчас в период старшего возраста также входят люди, ставшие богатыми не так давно: те, кто довольно быстро накопил свой капитал, например, в 90-е годы или в 2000-е. И они совершенно не хотят, чтобы их старшие годы протекали так же, как у предыдущего поколения. А хотят, чтобы старость была благополучной с точки зрения поддержки. Они могут показать пример того, как можно организовать свою жизнь в старости, а потом начать транслировать его в других масштабах.

— Есть ли страны, где проблема ухода за пожилыми разрешается лучшим образом? Существует ли «идеальная» модель?

— Есть очень хороший, на мой взгляд, образец — скандинавский. Когда государство выплачивает определенную сумму пожилому человеку, и он может распоряжаться ей как удобно. И может продолжать жить там, где жил. Потому что наличие собственного пространства считается медиками и психологами гарантией благополучия пожилого человека. И тогда сами пожилые люди могут, например, платить кому-нибудь за уход и помощь.

Часто используется труд мигрантов — и это вполне легально. Идеальная модель — это возможность выбрать то, что подходит тебе по твоим предпочтениям, требованиям, семейному, материальному положению, состоянию здоровья. Одно дело, старческая немощь, другое дело — деменция. Человек должен иметь право выбора, а возможности выбора должны быть обеспечены институционально. Эта потребность крайне актуальна для России, где велико культурное разнообразие и типы семейных отношений тоже многообразны. И к тому же становится всё больше одиноких пожилых людей.

Источник: paperpaper.ru