Потребность в труде

«Как сказал Монтень, «слава и спокойствие никогда не спят в одной постели». Жажда достижений даёт человеку радость жизни. […] Отсутствие мотивации — величайшая душевная трагедия, разрушающая все жизненные устои».

Ганс Селье, Стресс без дистресса, М.,  «Прогресс», 1979 г., с. 58.

И далее более подробно:

«Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок? Кроме того — мы уже говорили об этом, — некоторые виды деятельности обладают целебной силой и помогают держать механизмы стресса «в хорошей форме».

Широко известно, что трудотерапия — лучший метод лечения некоторых душевных болезней, а постоянные упражнения мышц поддерживают бодрость и жизненный тонус. Всё зависит от характера выполняемой работы и от вашего отношения к ней.

Продолжительный досуг вынужденного ухода в отставку или одиночного заключения — даже если питание и жильё будут лучшими в мире — не очень привлекательный образ жизни.


медицине сейчас общепринято не назначать длительный постельный режим даже после операции. В томительно долгих плаваниях на старинных парусных судах, когда зачастую не было никакой работы в течение недель, матросов нужно было чем-нибудь занять — мытьем палубы или покраской шлюпок,- чтобы скука не вылилась в бунт. Те же соображения о порождающей стресс скуке относятся к экипажам атомных подводных лодок в длительных походах, к зимовщикам в Антарктике, лишённым возможности двигаться в течение месяцев из-за непогоды, и в ещё большей степени к астронавтам, которым предстоит продолжительное одиночество при отсутствии сенсорных раздражителей. Во время нефтяного кризиса трёхдневная рабочая неделя в Англии разрушила многие семьи, толкая рабочих в пивные для  «проведения досуга». Многим старым людям, даже открыто объявляющим себя эгоистами, после выхода на пенсию невмоготу чувство собственной ненужности. Не ради заработка хотят они трудиться — ведь они слишком хорошо понимают, что конец близок и денег не возьмешь с собой в могилу. По удачному выражению Бенджамина Франклина, «ничего плохого нет в отставке, если только это никак не отражается на вашей работе».

Что такое работа и досуг! Согласно афоризму Джорджа Бернарда Шоу, «труд по обязанности — это работа, а работа по склонности — досуг».


Чтение стихов и прозы — труд литературного критика, а теннис и гольф — труд профессионального спортсмена. Но спортсмен может на досуге читать, а литератор — заняться спортом для перемены ритма. Высокооплачиваемый администратор не станет ради отдыха передвигать тяжёлую мебель, но с удовольствием проведет свободное время в гимнастическом зале фешенебельного клуба. Рыбная ловля, садоводство и почти любое другое занятие — это работа, если вы исполняете её ради заработка, и это досуг, если вы занимаетесь ею для развлечения.

Бертран Рассел любил ходьбу, хотя называл её трудом: «Наша психическая организация рассчитана на суровый физический труд. Я имел обыкновение, когда был моложе, проводить каникулы в пеших походах. Я покрывал 25 миль в день, и, когда наступал вечер, мне не нужно было разгонять скуку, потому что вполне достаточно было удовольствия просто посидеть».

Труд — основная потребность человека. Вопрос не в том, следует или не следует работать, а в том, какая работа больше всего вам подходит. Работа нужна человеку для нормальной жизнедеятельности, как нужны воздух, пища, сон, общение.

Западный мир терзают ненасытные требования «меньше работать — больше получать». Но этого явно недостаточно. Стресс связан с любым видом работы, а дистресс — не с любым. Мы должны спросить себя: меньше работать и высвободить время — для чего? Больше получать, чтобы купить — что? Немногие задумываются над тем, как распорядиться свободным временем и излишком денег после того, как они обеспечат себе постоянный приличный доход.


нечно, всем нужен прожиточный минимум. Инфляция стала угрозой не только для бедных, но даже для  довольно состоятельных людей. Однако накал борьбы за повышение уровня жизни зависит не от, заработка и количества рабочих часов, а, скорее, от общей неудовлетворенности жизнью. Можно добиться многого – и с меньшими издержками, — если бороться против этой неудовлетворенности.

Стоит ли затрачивать так много труда с целью избежать труда? Французский философ Анри Бергсон называл наш вид Homo faber (человек трудящийся), а не Homo sapiens (человек разумный). Отличительная черта человека — не мудрость, а постоянное стремление трудиться над улучшением своего окружения и себя. Любители досуга предпочли бы название Homo ludens (человек играющий), но желание играть без какой-либо цели не является видовой особенностью человека, оно присуще котятам, щенкам и большинству других животных. Да и стремление строить свойственно не только нам. Бобры, пчёлы и муравьи — искусные строители сложных сооружений. Всё это ещё раз подтверждает всеобщность великих законов природы, поскольку стремление строить — один из них.

Главное не в том, чтобы как можно меньше трудиться и зарабатывать достаточно для уверенности, что никогда не придётся работать больше и тяжелее. Чтобы насладиться отдыхом, надо сначала почувствовать усталость, лучшим же поваром всегда был голод.


Только физически или душевно больные люди на самом деле предпочитают не работать.  Короткий рабочий день — благо лишь для того, кто не питает интереса к своим занятиям. Конечно, трудно извлечь удовольствие из работы мусорщика, ночного сторожа или палача; те, кто не может прокормиться другим способом, вполне правы, когда требуют «меньше работать — больше получать» и в часы отдыха ищут других путей самовыражения. Но, к счастью, немногие профессии относятся к этой категории. Зачастую люди страдают от того, что у них нет вкуса ни к чему, нет никаких стремлений. Они — а не те, кто мало зарабатывает, — истинные нищие человечества. И нужны им не деньги, а духовная опора.

Тому, кто мог бы выйти на пенсию, но не хочет этого, вероятно, посчастливилось найти работу, которая удовлетворяет его потребность в достижениях».

Ганс Селье, Стресс без дистресса, М.,  «Прогресс», 1979 г., с. 71-73.

Творческий труд как метод преодоления стресса и старости по Гансу Селье

vikent.ru

Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Необходимость удовлетворения материальных потребностей приводит к тому, что труд выступает в качестве возможного их получения. У человека вырабатывается такое отношение к труду, когда он воспринимается как средство удовлетворения потребностей физического существования. Удовлетворение духовных и социальных потребностей в сфере труда — общении, знаниях, творчестве превращает труд в самоцель.

 

Интересы к труду

Когдапотребность становится внутренним побудителем, тогда она приобретает форму интереса. Интерес отражает потребность уже предметно, как стремление каким-то конкретным путём её удовлетворить. Интересы различных людей, общностей, социальных групп неоднородны и могут вступать в противоречие.


В отличие от потребности, интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно субъекту для его нормального функционирования, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить эту потребность. Содержанием интересов выступают предметы и объекты, овладение которыми позволяет удовлетворить потребности субъектов. Носителями, как потребностей, так и интересов выступают различные общности, общество в целом, социальные группы, регионы, трудовые коллективы, отдельные работники. Число субъектов интересов входят все субъекты хозяйствования, имеющие определённые функции и цели в системе общественного разделения труда.

При функционировании экономики происходят постоянные перекрещивания личных (индивидуальных), коллективных и общественных интересов, взаимодействия и столкновения которых определяют социально-экономическое развитие общества перед государством постоянно стоит задача обеспечения согласованности интересов всех субъектов, преодоление противоречий между ними.

Особенностью взаимодействия личных, коллективных и общественных интересов является их иерархичность. Интересы отдельного индивида могут совпадать с коллективными или общественными интересами, но и могут вступать с ними в противоречия.


В современных условиях, когда потребительские блага приобретаются за деньги, большую роль играют материальные интересы- интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Эти интересы выражаются в уровне заработной платы или дохода, размере премирования, льготах и компенсациях за отклонение от нормальных условий труда, режимах труда и отдыха, медицинском обслуживании, социальном страховании и т. д. Вместе с тем интересы могут быть и не материальными: к общению, знаниям, общественно-политической деятельности, карьере.

Коллективные интересы материализуются в системе целей и показателей, характеризующих общеколлективные результаты труда. На каждом предприятии устанавливается набор плановых и оценочных показателей, в выполнении которых лично заинтересованы работники. Эта заинтересованность обеспечивается системой материального поощрения в зависимости от конечных результатов работы подразделения. Участием в распределении доходов предприятия. Общественные интересы заключаются в развитии производительных сил и производственных отношений, охране окружающей среды, повышении уровня благосостояния народа. Задачей общества является обеспечение согласованности интересов различных социальных групп, общественных, коллективных и личных интересов преодолением противоречий между ними.

 

mykonspekts.ru

Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность человека.


Человек и труд – две категории, неразрывно связанные между собой [10].

Труд в узком смысле слова является объективным условием поддержания жизни индивида, сохранения ее смысла. Трудовая деятельность, являясь осознанной и целесообразной, выделяет человека из животного мира. Активность человека, осуществляемая с приложением усилий, затратами мыслительной или физической энергии позволяет человеку быть полноценным, а не только биологическим существом. Трудовая деятельность связывает индивида с другими людьми, внешним миром, вызывает его активность, поддерживающую жизненные процессы. В этом состоит индивидуальное значение труда как своеобразного признака жизни и как ее условия.

Труд в широком смысле слова есть способ обеспечения существования людей, человечества в целом. Непрерывно расходуемые в жизненных процессах продукты труда требуют своего воспроизводства в процессе труда. Возрастание и изменение потребностей людей приводит к разнообразию видов труда, совершенствованию его процессов, разнообразию трудовых технологий. В связи с этим трудовая деятельность является необходимым условием существования как отдельного индивида, так и общества в целом.

Труд является средством удовлетворения потребности в коммуникации. Процесс труда предполагает необходимость взаимодействия людей, групп, организаций в процессе совместной деятельности, которая сближает людей.


оизводственный коллектив часто становится для индивида референтной группой. На основе контактов в процессе общего труда возникают личные интимные чувства (дружба, любовь), поскольку у людей совпадают уровень образованности, социальный статус, интересы и значительную часть времени они проводят вместе. В результате труд объединяет разрозненных людей в социальные общности. Однако противоречия, возникающие в процессе трудовой деятельности, могут порождать острые конфликты.

Труд может стать формой самовыражения личности. Воплощая в труде свои личные особенности и достоинства, человек может достичь общественного признания. Это может стать условием для самоутверждения и самовыражения. Для многих людей труд превращается в непосредственную жизненную потребность. Такие люди участием в труде продлевают активную фазу своей жизни, делают ее наполненной смыслом.

Труд является способом выполнения людьми своего общественного долга. Поскольку руд есть условие существования общества, государства, то любой работоспособный гражданин должен вносить свою долю в общественный труд. В то же время государство, в условии отсутствия прямого принуждения к труду, должно использовать различные методы, позволяющие повышать заинтересованность индивида в труде.

В экономической психологии обоснованы три подхода, отражающие особенности восприятия работниками труда. Первые два из них разработаны американским социологом Д. Мак-Грегором.


Теория X утверждает, что все люди ленивы и каждому работнику, за небольшим исключением, свойственно отвращение к труду, отсутствие инициативы, безответственность. Чтобы работник исправно трудился,  надо его всячески побуждать к деятельности, используя административные, психологические и экономические методы, прибегая к тактике «кнута и пряника».

В соответствии с теорией Y, труд соответствует естественному желанию человека. Люди испытывают естественную потребность в трудовой деятельности, проявляют заинтересованность в труде и его результатах, трудовую инициативу и творчество. Но и такую приверженность к труду нужно подкреплять денежными вознаграждениями.

Автор теории Z, японский социолог У. Оучи считает, что предрасположенность работников к труду зависит, прежде всего, от заботы руководителя о персонале. Проявляя интерес к работнику как человеку, заботясь о его потребностях, семье, карьере управленцы обеспечивают стабильную заинтересованность людей в трудовой деятельности и ее результатах.

cribs.me

потребность в труде

Значительную часть времени в нашей жизни занимает труд. Он — в известном смысле — представляет ее основное содержание.

К. Маркс и Ф. Энгельс в работе «Немецкая идеология» первыми ввели термин «Образ жизни». Основоположники научного социализма связывали это понятие непосредственно с трудом: «Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самое свою материальную жизнь… Этот способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В ещё большей степени, это — определённый способ деятельности данных индивидов, определённый вид их жизнедеятельности, их определённый образ жизни».

Образ жизни — понятие ёмкое и многогранное. Образ жизни — и повседневный труд, и общественная деятельность каждого из нас. Но это — и быт, и сфера досуга, разнообразные формы отдыха и развлечений. Вместе с тем образ жизни характеризуется и складом мышления того или иного человека, кругом его общения, поведением дома или в обществе.

И все-таки первая, решающая примета «образа жизни» — труд, отношение к труду. По определению, которое даёт энциклопедический словарь, «труд — целесообразная деятельность человека, направленная па видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Труд сыграл решающую роль в формировании и развитии человека.

Представляем ли мы себе свою жизнь без труда? Едва ли найдётся сегодня человек в расцвете сил, который ответил бы на этот вопрос утвердительно.

Хотелось бы напомнить, что, помимо социально обусловленной необходимости, трудовая деятельность человека нужна ему и для нормального, если хотите, здорового функционирования его организма.

Человек при нормальном состоянии своего здоровья, силы, бодрости испытывает известную потребность в нормальной порции труда, в определённой деятельности. Как бы различны ни были отдельные виды полного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это — функция человеческого организма, и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и ее форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств.

Труд — непременное условие здорового долголетия. Человек, занятый умственным или физическим трудом, живёт в определённом ритме. А это, с точки зрения физиологии, крайне важно. Разумеется, ритм работы желательно устанавливать в соответствии с возрастом. Добиться этого, понятно, не просто, но стремиться к такой гармонии необходимо. Решению задачи будет в определённой степени способствовать диспансеризация населения.

И удовлетворение от работы — одна из самых больших радостей человека. Это удовлетворение, которое испытывает каждый из нас, решив трудную проблему, добившись цели, преодолев себя, присуще только человеку. Надо ли доказывать, что особенно ярко это проявляется в искусстве, науке и, конечно же, в спорте.

Итак, работают все. Но работают не одинаково. Почему? Почему одни трудятся больше, другие меньше? Кто-то более творчески, с подъёмом, а кто-то — «от сих до сих». Одни с интересом, другие — «отбывая номер»?

Попробуем разобраться, что заставляет нас трудиться? Мотивов великое множество. Чувство долга. Заработок. Сознание общественной полезности труда. Беспокойство о собственном престиже. Боязнь критики и наказания со стороны руководства. Стремление к продвижению по службе. Удовлетворение от хорошо выполненной работы. И наконец, ещё одно соображение. Наше самочувствие часто связано с ощущением, что мы занимаемся своим делом. Иначе говоря, речь идёт о соответствии выбранной нами работы особенностям нашего организма — нашей психике и физиологии.

Каждый рождается с определёнными природными задатками. Их характер зависит от психофизиологических особенностей организма. Но, с другой стороны, он определяет природную предрасположенность человека к тому или иному роду и виду деятельности.

Безусловно, крайне желательно выявить и изучить ещё в подростковом возрасте задатки человека и предоставить ему возможность заниматься соответствующей работой. Эта проблема была поставлена ещё Платоном, который считал, что каждый должен заниматься своим делом, то есть делом, как бы предназначенным ему судьбой. А любя свое дело, человек будет жить полнокровной, эмоционально насыщенной жизнью, принося максимальную пользу как обществу, так и самому себе.

И наоборот, человек, который под влиянием объективных условий и обстоятельств или не по собственному и, как выясняется, ничем не оправданному желанию занимается делом, которое его не удовлетворяет, не отвечает содержанию его личности, оказывается жертвой этого дела. Свое неудовлетворение он переносит на окружающих — коллег, семью, становится неуверенным в своих силах, страдает морально и физически.

Монтень напоминал: «Умение достойно проявить себя в своём природном существе есть признак совершенства и качество почти божественное. Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны. Незачем нам вставать на ходули, ибо на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног».

Об этом писал и К. Маркс в статье «Размышления юноши при выборе профессии»: «Заблуждение относительно наших способностей к определённой профессии… это ошибка, которая мстит за себя, и если даже она не встречает порицания со стороны внешнего мира, то причиняет нам более страшные муки, чем те, какие в состоянии вызвать внешний мир».

Решая чрезвычайно важную и сложную проблему гармоничного слияния личности и ее дела, общество уделяет повышенное внимание профессиональной ориентации молодёжи. Однако пока не созданы социальные условия, позволяющие обеспечить каждого человека местом в наиболее соответствующей ему сфере деятельности, хотя в процессе повышения материального и культурного уровня жизни народа, в ходе научно-технической революции эти возможности расширяются, поскольку большую часть тяжёлой, однообразной, нетворческой работы берут на себя машины и роботы, гибкие производственные системы.

Меняется характер труда. А значит, меняется и характер требований к работнику, к формам проявления его умственной и физической энергии. Усложнения техники и производственно-технологических процессов, развитие автоматизации, «малой» и «большой» механизации производства сопровождаются относительным уменьшением использования физического, мышечного труда человека и, напротив, возрастающей ролью труда умственного, нервно-психической энергии в процессе производства.

Психофизиологические и соматические реакции организма человека нередко оказываются относительно замедленными по сравнению с высокими скоростями работающих механизмов и аппаратов. Отставание биоритмов человека от ритмов производственных процессов, усугубляемое вполне понятным чувством личной ответственности, порождает у рабочего определённую неуверенность в своих силах, портит настроение, заставляет нервничать или, как говорят медики, усиливает психоэмоциональную напряжённость.

Не на своем месте… Пренеприятное чувство!

Здоровье и производительность труда человека зависят от его приспособленности к окружающей среде (в широком смысле слова — с включением в нее искусственной, в том числе производственной, среды). Пока ритм психофизиологических и технологических процессов более или менее соответствовали друг другу, достаточно было «стихийной» биологической настройки организма на изменения в технологических, производственных процессах. Человек справлялся с делом. Чувствовал себя хозяином положения. Был уверен в своих силах, в себе. Теперь же, когда возникла определённая дисгармония, когда его реакции не соответствуют требованиям, предъявляемым делом, его служебными обязанностями, необходима разработка специальных мер, которые устранили бы нежелательные последствия этого «взаимонепонимания». Перед психологией, физиологией и эргономикой труда возникла задача найти средства, которые обеспечили бы необходимую корреляцию между психофизиологическими и технологическими ритмами и не причиняли бы ущерба здоровью рабочего.

Уточнение и изменение условий производства, его планирования в прямой связи с учётом потребностей охраны труда и здоровья — один из важнейших социально-гигиенических принципов развития производства.

Многочисленные исследования показали, что посменная (двух- и трёхсменная) или суточная работа, как правило, не нарушает биологических ритмов, следовательно, человек вполне адаптируется, если эти виды работы имеют определённую цикличность и регулярность, а образ жизни рабочего соответствует потребностям его организма.

Важно, например, чтобы в ночные часы работы имелось полноценное питание, а в дневные часы отдыха сон был продуктивным (глубоким и спокойным).

Физиологически обоснованные ритм и режим работы в значительной степени способствуют повышению производительности труда и рациональному расходованию энергии работающего.

Известно, что механизация и автоматизация производства ведут к определённой ритмичности действий, то есть к периодической повторяемости движений и трудовых процессов. Эта ритмичность должна соответствовать законам физиологической ритмичности человеческого организма. Современная физиология труда исходит из того, что ритм помогает выработке и закреплению рабочего стереотипа и создаёт благоприятные условия для наиболее эффективного координирования деятельности кровообращения, дыхания. График работы конвейера, в частности, должен совпадать с графиком работоспособности рабочих, учитывать «пики» рабочего состояния и вместе с тем неизбежные спады, когда внимание и сосредоточенность рабочего резко снижаются.

www.pravilnoe-pokhudenie.ru

Пожилой чздовек, ушедший на пенсию, вместо, казалось бы, заслуженного покоя продолжает ддиходйть яа работу и интересоваться у бывших cofp^ff№tdB «как дела?». Ощущая какое- то опустошение, он долгое время не знает, чем Занять внезапно освободившееся время, и если этот пери

од затянется, здоровью пенсионера может быть нанесен непоправимый ущерб. Это не отдельные случаи, а частое явление, психологическая причина которого — потребность в труде.
Эта потребность может быть столь велика, что удовлетворение ее поддерживает на долгое время физически слабеющего человека, а невозможность удовлетворить ее приводит не только к быстрому одряхлению, но нередко и к преждевременной смерти.
Труд — это оглобли. Лошадь их тянет, но и они ее поддерживают.
Однако неверно думать, что потребность в труде — это удел только старого, долгую жизнь трудившегося человека. Эта потребность может (тут сразу же надо сказать — и должна!) формироваться и проявляться в детстве и юности. Поразительно высокая работоспособность у Ивана Ивановича, — как-то сказал мне один сослуживец о профессоре, которого мы оба знали. — Давно бы пора ему на заслуженный отдых, а он все лекции и доклады читает, учеников учит, не только статьи, ш инрищ:щщет-. Кончил два факультета, защитил две докторские, а все продолжает учиться. Откуда силы берутся! Плохо вы его знаете, — возразил я ему. — Сил у него очень мало, и работоспособность очень невысокая. Он тяжело болен, у него часто бывают осложнения, он быстро устает, очень плохо спит. У него высокая потребность в труде, таким его воспитала мать — замечательный педагог. Он просто не может сидеть без дела, а все, за что берется, обязательно доводит до конца и как можно лучше. Вы видели, чтобы он не выполнил служебного задания или чьей-либо просьбы?
Но не вы один не видите различия между рабетопотреб- ностью и работоспособностью как свойствами личности.
А различать их надо*
Потребность трудиться — свойство личности человека, и формирует его труд — творческий, нелегкий, но посилБ-
ный и обязательно доводимый, как говорится, до победного конца.
Вы можете подумать, что я забыл добавить в конце предыдущей фразы слово «интересный». Но дело в том, что творческий, нелегкий, но посильный труд обязательно будет интересным.

scibook.net