Типы нервной системы человека

темпераменты

Особенности эмоциональной сферы человека теснейшим образом связаны с физиологическими характеристиками процессов возбуждения и торможения, протекающих в головном мозге. При изучении условнорефлекторной деятельности животных И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы. Эти типы отличаются друг от друга на основании силы или слабости нервных процессов, их уравновешенности или неуравновешенности (т.е. преобладания одного из них над другим), подвижности или инертности. Классификация типов нервной системы, разработанная Павловым в результате исследования деятельности головного мозга животных, в основном совпала с характеристикой темпераментов людей, данной две тысячи лет назад «отцом медицины» Гиппократом. Последний, как известно, описал сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика.

По Павлову, сангвиники — это люди с сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами; холерики также обладают сильными, подвижными, но неуравновешенными нервными процессами с преобладанием возбуждения над торможением; флегматики характеризуются сильными, инертными нервными процессами с преобладанием торможения и, наконец, меланхолики — люди со слабыми процессами возбуждения и торможения.


Знаменитый датский художник Бидструп весьма остроумно изобразил гиппократовские темпераменты: он показал реакции людей различных темпераментов на одну и ту же жизненную ситуацию.

Современные нейропсихологи различают большее число темпераментов, но для практических целей достаточно учитывать особенности тех, которые в свое время описал Гиппократ и в недавнем прошлом исследовал Павлов.

Сангвиники, обладающие сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами, способны активно и длительно работать, быстро переключаться с одного эмоционального состояния на другое, легко переходить от отдыха к работе и наоборот. Они умеют найти выход из трудных положений, способны ставить перед собой и решать сложные задачи.

Холерик отличается сильным процессом возбуждения и несколько менее сильным процессом торможения; они у него подвижны и поэтому холерик может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включаться в работу. Однако после работы, как и после конфликта, холерик не в состоянии сразу успокоиться. Он легко возбуждается, так как сильный процесс возбуждения у него недостаточно уравновешен торможением. Поэтому родители ребёнка холерического темперамента должны строить воспитание так, чтобы укротить у него процесс торможения. Если же это в свое время было упущено, надо с помощью самовоспитания вырабатывать у себя умение сдерживать свои реакции на окружающее.


Холерик, если он невоспитан, труден в общении. Как человек с сильной нервной системой он может оказаться в роли лидера. Холерик-руководитель работает энергично, руководимый им коллектив добивается высоких показателей, но… его подчиненным подчас тяжело идти на работу — начальник часто взрывается по пустякам, дёргает работников, не всегда соблюдает простейшие правила вежливости. Невоспитанный холерик может стать сущим наказанием в семье: он будет груб с детьми и женой, родителями; он создаёт вокруг себя суматоху, шум, обстановку нервозности, подавляет инициативу других членов семьи.

Флегматик — человек с сильными но малоподвижными нервными процессами. Поэтому он медленно входит в начатое дело, но обязательно доводит его до конца. Оказавшись в роли начальника, он будет руководить спокойно и планомерно. Но без соответствующего воспитания флегматика будет многое раздражать: например, быстрота, с какой его коллеги принимают решения, требования вышестоящими организациями срочных перестроек, пересмотров, отчётов. Для него могут оказаться непосильными темпы, которых требуют обстоятельства.

В домашней обстановке флегматика может огорчить самое безобидное предложение жены, требующее быстрой перемены планов: например, сразу после прихода с работы пойти в кино или в театр. В этих случаях, зная особенности темперамента мужа, жене следовало бы заранее предупредить его о своих планах. Если флегматик после работы собрался читать газету, то его будут раздражать возня детей, их просьбы поиграть или погулять с ними.


Ребёнку-флегматику трудны режим детского сада и многие требования родителей, не имеющих, к несчастью для него, представления о темпераменте своего ребёнка. Например, в детском саду, когда все дети уже закончили рисование, ребёнок-флегматик только-только ещё входит во вкус этого занятия, а тут воспитательница торопит его на прогулку. Другие дети уже оделись, а он только кончает рисунок и нервничает из-за своего опоздания. Дома мать постоянно бранит его за медлительность, а отец отпускает остроты на его счёт — ребёнок снова переживает… Родителям обязательно надо знать особенности темперамента детей, и если ребёнок окажется флегматиком, ни в коем случае не дёргать его, а тактично помогать ему вырабатывать более ускоренные реакции.

Флегматику трудно общаться с сангвиником. Но если они оба будут знать, что в их поведении сказываются особенности врождённого темперамента, они лучше приспособятся к обществу друг друга. Сангвинику проще общаться с холериком, флегматику же и холерику ужиться друг с другом очень трудно. Однако практика показывает, что знание особенностей темпераментов близких людей помогает наладить отношения даже тогда, когда несоответствие темпераментов создаёт, казалось бы, достаточные основания, чтобы говорить о психологической несовместимости.


Меланхолики имеют слабые нервные процессы. Они теряются в сложных ситуациях и не всегда могут найти выход из трудного положения, крайне неохотно принимают ответственные решения, быстро устают от физической и умственной нагрузки, нуждаются в более длительном отдыхе после дневных трудов. Люди со слабой нервной системой тяжелее переносят различные неприятности и заболевания. Даже при лёгкой травме они могут потерять сознание. Период выздоровления у них, как правило, продолжается дольше, чем у людей с сильной нервной системой. Им трудно адаптироваться к изменениям климата, к новой обстановке. Естественно, что для человека со слабыми нервными процессами нужны более упорядоченные условия жизни.

Ребёнок со слабой нервной системой легко утомляется, нуждается в более продолжительном сне, он теряется в более или менее сложной обстановке. Любая перегрузка приводит к угнетению его высшей нервной деятельности. В результате он быстрее других детей устаёт, чаще плачет, ему трудно учиться. Поэтому таких детей нельзя нагружать наравне с детьми, обладающими сильной нервной системой; учить их дополнительно иностранным языкам, фигурному катанию, поднимать рано утром для занятий в бассейне; в школе им не следует давать ответственных поручений — выбирать редактором стенной газеты, председателем совета отряда. Детям со слабой нервной системой достаточно одной школьной учебной нагрузки. Им необходимо время для регулярного дополнительного отдыха на воздухе и занятий оздоровительной физкультурой. Когда в результате правильного режима занятий и отдыха нервная система окрепнет, у детей появится уверенность в своих силах. Вот тогда можно расширить круг их обязанностей в школе и дома.


Итак, темперамент человека зависит от особенностей основных нервных процессов — их силы, уравновешенности и подвижности. И хотя темперамент в большой степени обусловлен наследственностью, немалую роль в его становлении играют условия жизни и воспитание. Именно эти факторы и в первую очередь система взглядов (мировоззрение семьи и общества) формируют личность. Здесь очень важно подчеркнуть: в становлении характера человека на разных этапах его жизни имеет значение самовоспитание. Сплав наследственных и приобретённых качеств психики и создаёт бесконечно разнообразную гамму человеческих характеров.

www.pravilnoe-pokhudenie.ru

Высшая нервная деятельность — это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях. Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И.М.Сеченовым, что позволило распространить рефлекторный принцип и на психическую деятельность человека. Идеи И.М.Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И.П.Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга — метод условных рефлексов.


И.П.Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Безусловные рефлексы: 1. Врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения. 2. Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям данного вида. 3. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни. 4. Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). 5. Возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле.

Условные рефлексы: 1. Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни. 2. Индивидуальные. 3. Непостоянны — могут возникать и исчезать. 4. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий. 5. Возникают на любые раздражители, действущие на разные рецептивные поля.

Безусловные рефлексы могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств, двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.


Установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Исходя из этих основных признаков, И.П. Павлов в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. Классификация типов высшей нервной деятельности представлена на рисунке 1.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители, т.к. у них слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.


Сильный неуравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов — преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудновозбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы, так как свойство нервных процессов закодированы в гене типичном аппарате человека и поэтому наследуется – передается от родителей к потомкам. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей, оказывая влияние на индивидуальный характер поведения и деятельности. В этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности.

Тип ВНД (высшей нервной деятельности) является физиологическим фундаментом для формирования темперамента, который демонстрирует проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности и поведении человека.

Рис. 2. Схема типов ВНД по И.В.Павлову.

Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом.


сила нервных процессов

уравновешенность нервных процессов

подвижность нервных процессов

темперамент

сильный

уравновешенный

подвижный

сангвиник

сильный

инертный

флегматик

сильный

неуравновешенный

холерик

слабый

меланхолик

Рис.3.

И.П.Павлов предлагал выделять человеческие типы высшей нервной деятельности на основе степени развития первой и второй сигнальной системы. Он выделял:


1. Художественный тип, для которого характерно конкретное мышление, преобладание первой сигнальной системы, то есть чувственное восприятие действительности. К этому типу относятся люди с хорошо развитым чувственным восприятием, выраженными аффектами на всё происходящее. Они склонны к профессиям чувственно-эмоционального круга. Этот тип часто отмечается у актеров, художников, музыкантов. При невротическом срыве люди художественного типа склонны давать реакции истерического круга.

2. Мыслительный тип, когда хорошо выражено отвлечение от действительности, абстрактное мышление. К этому типу относятся личности с хорошо развитым абстрактным мышлением и отвлеченными понятиями. Они склонны к занятиям математикой, теоретическими науками. При невротическом срыве склонны к психастеническому типу реакции.

3. Средний тип, когда нет преобладания того или иного образа мышления. Павлов считал, что крайние типы встречаются редко, а большинство людей относятся к среднему типу, то есть эта классификация, тоже не отражает все разнообразие форм ВНД человека.

Многие ученые отмечают, что значение работ И.П.Павлова по проблеме темпераментов заключается прежде всего в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психологической организации индивида.

Виды темпераментов по Гиппократу:

Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реаги­ровать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Классификация темпераментов Гиппократа относится к гуморальным теориям. Позже эта линия была предложена немецким философом И.Кантом, который тоже считал природной основой темперамента особенности крови.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека, т.е. определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет в целом поведение, поступки человека, его убеждений, моральные устои, так как они формируют в процессе онтогенеза (индивидуального развития) на основе сознания.

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Свойства нервных процессов, лежащие в основе типов ВНД, определяют свойства нервной системы. Это такие устойчивые ее качества, которые являются врожденными. К числу таких свойств относятся:

1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать,интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки не обнаруживая запредельного торможения.

2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.

3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.

4. Лабильность(подвижность) нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (В.Д.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

Классификация свойств нервной системы по В.Д.Небылицыну:

— под силой нервной системы понимается выносливость, работоспособность нервных клеток, устойчивость либо к длительному действию раздражителя, дающего концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо к кратковременному действию сверхсильных раздражителей. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения;

— динамичность нервной системы, это скорость образования условных рефлексов или способность нервной системы к обучению в широком смысле слова. Основным содержанием динамичности являются легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процессы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов;

— лабильность, свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса;

— подвижность нервной системы, скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения.

В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова — Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы. Она включает:

1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т.п.).

3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

Как писал Б.М. Теплев, свойства нервной системы «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие» .

Например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.

studfiles.net

Типы темперамента и нервной системы

Типы темперамента и нервной системымы по И. П. Павлову, Гиппократу и К. Галену

Тип нервной системы по Н.И. Красногорскому

Описание темперамента по Н. И. Красногорскому

1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни

1. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии — сангвиник

1. Сангвиник. Положительные условнорефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

2. Сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

2. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип — флегматик.

2. Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко пораженных эмоций, жестикуляции и мимики

3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный (что связано с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах) тип — холерик

3. Характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленнее, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у предыдущих типов.

4. Слабый тип — меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

4. Слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов — меланхолик

4. Это анергетический тип. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утоляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые.

Условные реакции образуются медленно, после многих сочетании безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая.

Просмотров: 2046
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Дифференциальная психология

Другие новости по теме:

  • Бойко Евгений Иванович (1909 – 1972)
  • В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованов. К обоснованию генетической рефлексологии
  • Гуморальная и конституциональная теория темперамента
  • Задатки
  • Изучение темперамента в отечественной школе психологов
  • Индивидуальный стиль деятельности
  • Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
  • Меланхолик
  • Мерлин Отличительные признаки темперамента
  • Методика Айзенка EPQ
  • Небылицын Темперамент Психология индивидуальных различий
  • Определение типа темперамента по методике Н.Н. Обозова
  • Павлов Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека
  • Подвижность нервной системы
  • Психофизиологические изменения в период старения
  • Развитие истории изучения темперамента к ХХ веку
  • Сангвиник
  • Свойства нервной системы и их измерения
  • Сила нервной системы и поведенческие проявления субоптимальной активации
  • Сравнительный анализ теорий темперамента
  • Структура психики
  • Темперамент
  • Темперамент
  • Темперамент, как совокупность психических свойств
  • Теплов Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека
  • Типы мышления
  • Флегматик
  • Холерик
  • Чистые и переходные типы темпераментов в человеческой популяции
  • Эмоциональная неуравновешенность человека
  • Типы темперамента и нервной системы

    www.psyoffice.ru

    Тип нервной системы напрямую зависит от интенсивности процессов торможения и возбуждения и условий, необходимых для их выработки. Тип нервной системы – это совокупность процессов, протекающих в коре больших полушарий. Он зависит от генетической предрасположенности и может незначительно меняться в течение индивидуальной жизни.

    В основу деления нервной системы на типы И. П. Павлов положил три свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность (возбуждения и торможения).

    Под силой нервных процессов понимают способность клеток коры большого мозга сохранять адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.

    Под уравновешенностью следует понимать одинаковую выраженность по силе процессов возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов характеризует быстроту перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.

    На основании изучения особенностей нервных процессов И. П. Павлов выделил следующие основные типы нервной системы: два крайних и один центральный тип. Крайними типами являются сильный неуравновешенный и слабый тормозной.

    Сильный неуравновешенный тип. Характеризуется сильными неуравновешенными и подвижными нервными процессами. У таких животных процесс возбуждения преобладает над торможением, их поведение агрессивное (безудержный тип).

    Слабый тормозной тип. Характеризуется слабыми неуравновешенными нервными процессами. У этих животных преобладает процесс торможения, они трусливы, попадая в незнакомую обстановку; поджимают хвост, забиваются в угол.

    Центральному типу свойственны сильные и уравновешенные нервные процессы, но в зависимости от их подвижности его делят на две группы: сильный уравновешенный подвижный и сильный уравновешенный инертный типы.

    Сильный уравновешенный подвижный тип. Нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные и подвижные. Возбуждение легко сменяется торможением и наоборот. Это ласковые, любознательные, всем интересующиеся животные (живой тип).

    Сильный уравновешенный инертный тип. Этот тип животных отличается сильными уравновешенными, но малоподвижными нервными процессами (спокойный тип). Процессы возбуждения и особенно торможения сменяются медленно. Это инертные, малоподвижные животные. Между этими основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы.

    Основные свойства нервных процессов наследуются. Совокупность всех генов, присущих данной особи, получили название генотипа. В процессе индивидуальной жизни под влиянием окружающей среды генотип претерпевает определенные изменения, в результате которого формируется фенотип — совокупность всех свойств и признаков особи на определенной стадии развития. Следовательно, поведение животных и человека в окружающей среде определяется не только наследуемыми свойствами нервной системы, но и влияниями внешней среды (воспитание, обучение и т. д.). При определении типов высшей нервной деятельности у человека надо учитывать взаимоотношения первой и второй сигнальной систем. Основываясь на этих положениях, И. П. Павлов выделил четыре основных типа, использовав для их обозначения терминологию Гиппократа: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

    Холерик — сильный, неуравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения в коре большого мозга у таких людей характеризуются силой, подвижностью и неуравновешенностью, преобладает возбуждение. Это очень энергичные люди, но легковозбудимые и вспыльчивые.

    Меланхолик — слабый тип. Нервные процессы неуравновешенные, малоподвижные, преобладает процесс торможения. Меланхолик во всем видит и ожидает только плохое, опасное.

    Сангвиник — сильный, уравновешенный и подвижный тип. Нервные процессы в коре большого мозга характеризуются большой силой, уравновешенностью и подвижностью. Такие люди жизнерадостны и работоспособны.

    Флегматик — сильный и уравновешенный инертный тип. Нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Такие люди ровные, спокойные, настойчивые и упорные труженики.

    Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов дополнительно выделил три истинных человеческих типа.

    Художественный тип. У людей этой группы по степени развития первая сигнальная система преобладает над второй, они в процессе мышления широко пользуются чувственными образами окружающей действительности. Очень часто это художники, писатели, музыканты.

    Мыслительный тип. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система значительно преобладает над первой, они склонны к отвлеченному, абстрактному мышлению и нередко по профессии являются математиками, философами.

    Средний тип. Характеризуется одинаковым значением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. К этой группе относится большинство людей.

    У человека непросто определить тип нервной системы, поскольку большую роль играют соотношение коры больших полушарий и подкорковых образований, степень развития сигнальных систем, уровень интеллекта.

    Доказано, что у человека на успеваемость в большей степени влияют не тип нервной системы, а окружающая среда и социальные факторы, так как в процессе обучения и воспитания в первую очередь приобретаются моральные принципы. У животных основную роль играет биологическая среда. Так, животные одного помета, помещенные в разные условия существования, будут иметь разные типы. Таким образом, генетически обусловленный тип нервной системы является базой для формирования в течение жизни индивидуальных особенностей фенотипа.

    studopedia.ru

    В основу выделения типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность нервных процессов; 3) подвижность возбуждения и торможения. Учитывая эти три признака, И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы.

    1. Сильный безудержный тип, характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.
    2. Сильный живой тип, характеризуется сильными нервными процессами, неуравновешенностью и подвижностью, то есть быстрой сменой возбуждения торможением и наоборот.
    3. Сильный спокойный тип, отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью.
    4. Слабый тип, характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.

    Между этим и типами нервной системы имеется много промежуточных переходов. Типы нервной системы соответствуют четырем типам темперамента человека. Так, безудержный тип соответствует холерическому темпераменту, живой — сангвиническому, спокойный — флегматическому и слабый — меланхолическому.

    С учетом особенностей взаимодействия первой и второй сигнальных систем выделены два основных человеческих типа нервной системы: художественный (у писателей, музыкантов, живописцев и других, у которых первая сигнальная система преобладает над второй) и мыслительный (ученые — философы, математики, филологи и другие — вторая сигнальная система преобладает над первой). Имеется также средняя группа лиц, у которой преобладание одной системы над другой не выражено. Типы нервной системы формируются в процессе жизни и могут быть изменены воспитанием.

    Типологические различия высшей нервной деятельности человека не могут служить основанием для суждения о большей или меньшей степени его социальной полноценности — жизнь человека в условиях сложнейшей многогранной структуры человеческою общества представляет широкие возможности для его деятельности с учетом типологических особенностей.

    Вместе с тем из генетически заданных свойств основных нервных процессов, фенотипически определенных признаков общего типа нервной системы, соотношения деятельности первой и второй сигнальных систем, дальнейших влияний условий жизни и воспитания формируется то, что называют характером человека.

    Характер — это совокупность относительно устойчивых психических черт человека, проявляющихся в его поведении и жизнедеятельности.

    Естественной основой характера являются типы нервных процессов, темперамент, доминантность полушарий головного мозга. Волевые качества — важная составная часть характера. Волевому человеку присуши такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, решительность, выдержанность, дисциплинированность, надежность и др. По характеру общения люди бывают открытые, доверчивые, замкнутые, недоверчивые, пасмурные.

    Характер формируется на протяжении многих лет под влиянием социальной среды и воспитания.

    shkolo.ru