Сколько асан в йоге

Практика асан: основной комплекс Регулярные занятия физическими упражнениями, несомненно, являются одним из главных факторов, определяющих состояние здоровья человека. Однако наличие больших мускулов еще не означает хорошего здоровья. Система упражнений йоги отличается от обычных занятий физкультурой тем, что не истощает жизненные силы, а мягко растягивает и тонизирует все тело, давая прилив энергии и бодрости. Здоровая и гармоничная работа эндокринных желез и внутренних органов, а также нервной системы и сознания — вот что дадут вам регулярные занятия асанами. Асаны — позы йоги — оказывают воздействие на различные системы организма, делая гибкими позвоночник и суставы и тонизируя мышцы и внутренние органы. Главное отличие асан йоги от привычных для нас силовых физических упражнений — это отказ от резких движений, которые при многократном повторе неизбежно приводят к появлению усталости, тренировка концентрации и внимания. Особое место в занятиях йогой занимает дыхание — при правильном дыхании стимулируется работа сердца, все органы нашего тела в необходимом количестве снабжаются кислородом, в то время как из них выводится двуокись углерода и другие метаболиты.


о особенно важно, поскольку, как было доказано учеными, не всегда большое количество упражнений, когда человек буквально падает от усталости, дает максимальный эффект для его здоровья и мышечного тонуса. В действительности, асаны — это не столько упражнения, сколько положение тела, принятое для сохранения неподвижного состояния, и их следует выполнять медленно и созерцательно, в сочетании с глубоким брюшным дыханием. Каждая асана состоит из трех стадий — принятия позы, ее сохранение и выход из позы. Настоящая работа асаны происходит, когда вы сохраняете позу — приверженцы йоги остаются неподвижными на протяжении нескольких часов. Пока вы держите позу необходимо сохранять спокойствие, глубоко и медленно дышать, концентрируя свое сознание. Из огромного количества существующих асан выделяют 84 самые важные, но для поддержания и сохранения здоровья достаточно выполнять лишь пару десятков. Ниже я приведу основной комплекс, включающий чуть больше десятка асан йоги, с пояснениями, иллюстрациями и терапевтическими эффектами, оказываемыми на организм человека. Расписывать полную последовательность выполнения каждой асаны в рамках данной статьи, я считаю, будет излишним, а заинтересовавшиеся люди при желании смогут найти все инструкции в любом методическом пособии. Савасана («мертная» поза) шавасана» style= — это классическая поза расслабления, которую принимают перед началом каждого комплекса упражнений, между асанами и при завершающем расслаблении.

гда вы впервые ляжете, проследите, чтобы все было симметрично, потому что симметрия обеспечивает правильное пространство для расслабления всех частей тела. Дышите глубоко и медленно, выпячивая и втягивая живот, погружаясь в расслабление все глубже с каждым вдохом. Ощущайте, как ваш живот раздувается и опадает. В этом время происходит много важных физиологических изменений, уменьшая потерю энергии тела, устраняя стресс, уменьшая потоотделение и частоту пульса и успокаивая всю систему организма. Сурья намаскар (комплекс поз «Здравствуй, Солнце!») Сурья намаскар» style= представляет собой серию из двенадцати положений, выполняемых как одно непрерывное упражнение. Каждое положение является противоположностью предыдущего, растягивая тело по-другому и поочередно расширяя и сжимая грудь, чтобы регулировать дыхание. Ежедневное повторение этого упражнения обеспечит гибкость вашему позвоночнику и суставам и уменьшит вашу талию. Сиршасана (поза «стойка на голове») (см. рис. 1) — одна из самых полезных асан как для тела, так и для психики. Изменяя нормальное воздействие гравитации, она способствует улучшению сердечно-сосудистой системы, кровообращения и облегчает давление на нижнюю часть спины. При регулярной тренировке она поможет предупредить возникновение заболеваний спины, улучшит память, концентрацию внимания, сенсорные способности.

едостережение: данная асана противопоказана людям с повышенным кровяным давлением, глаукомой и отслойкой сетчатки. Сарвангасана (поза «свечи») (см. рис. 2) в переводе с санскрита означает «поза для всех частей тела». Являясь прекрасным тонизирующим средством, она так же полезна, как стойка на голове. Различие состоит в том, что поскольку тело находится под прямым углом к голове, то растягивается шея и верхний отдел позвоночника и, что еще важнее, стимулируются щитовидная и паращитовидная железы подбородком, упирающимся в яремную впадину. Асана также предупреждает заболевания почек и костной системы, облегчает состояние при варикозной болезни вен, массирует сердце и стимулирует умственную деятельность. Халасана (поза «плуга») (см. рис. 3) во многом влияет на организм, так же как стойка на плечах: она сообщает гибкость позвоночнику и шее, укрепляет спину, плечи и руки. Поскольку сжимаются мышцы живота, то происходит массаж внутренних органов, при этом стимулируется работа печени и селезенки, улучшается состояние при диспепсии и запорах. сиршасана, сарвангасана, халасана Матсьясана (поза «рыбы») (см. рис. 4) является противоположностью стойке на голове и всегда должна выполняться после нее. Растянув шею и верхнюю часть позвоночника, выполняя сарвангасану и халасану, теперь вы сжимаете их, когда выгибаетесь назад, устраняя ригидность мышц шеи и плеч и корректируя любую тенденцию к ссутуливанию. Эта поза развивает грудь, тонизирует нервы шеи и спины и повышает эффект воздействия на щитовидную и паращитовидную железы от сарвангасаны.

а также содействует расширению грудной клетки, глубокому дыханию и увеличению объема легких. Следует сохранять эту позу, по крайней мере, в течение половины того времени, которое вы проводите в сарвангасане, для того чтобы сбалансировать растяжение. Пашимоттанасана (поза «наклон вперед») (см. рис. 5) выглядит обманчиво простой, но является очень важной и трудной позой. Занятия этой асаной укрепляют внутренние органы, уменьшают количество жира и стимулируют всю нервную систему. Она также регулирует работу кишечника и усиливает перистальтику, помогает при заболеваниях мочеполовой системы и увеличивает подвижность тазобедренных суставов. Бхуджангасана (поза «кобры») (см. рис. 6) растягивает позвоночник, тонизирует и массажирует внутренние органы в брюшной полости. Она особенно эффективна при нерегулярных менструациях, а также при запоре. Эта асана также облегчает боли в спине, вызванные перенапряжением или долгим стоянием на ногах. матсьясана, пашимоттанасана, бхуджангасана Салабхасана (поза «кузнечика») (см. рис. 7) требует для вхождения внезапного движения. В этой позе внимание сосредоточено на нижней части спины; укрепляются мышцы живота, нижней части спины и ног. Как и при других прогибаниях назад, происходит массаж внутренних органов, обеспечивающий эффективное функционирование пищеварительной системы и предупреждающий запор. При регулярной тренировке вы научитесь сокращать мышцы нижней части спины, чтобы выбрасывать ноги вверх, одновременно развивая необходимую силу.

ханурасана (поза «лука») (см. рис. 8) тонизирует мышцы спины и сохраняет гибкость позвоночника, улучшая осанку и повышая жизнеспособность. Перенос веса тела на живот уменьшает жировые отложения на нем и обеспечивает хорошее состояние пищеварительной и репродуктивной систем. Начинающим легче поднимать колени, когда ноги раздвинуты; те, кто занимается уже достаточное время, должны стремится к тому, чтобы поднимать их сомкнутыми. Ардха матсьендрасана (поза «полуповорот позвоночника») (см. рис. 9) является одной из немногих поз основного комплекса, в которой вращается позвоночник. Это движение также тонизирует спинномозговые нервы и связки и улучшает пищеварение. Асана оказывает благотворное воздействие на симпатическую нервную систему, исправляет сутулость плеч и спины и улучшает осанку. салабхасана, дханурасана, ардха матсьендрасана Какасана (поза «ворона») (см. рис. 10) — относительно легкая поза. Секрет выполнения заключается в том, чтобы наклониться вперед достаточно далеко и отбросить все мысли, сосредоточившись только на том, как сохранить равновесие. При соответствующей тренировке эта асана укрепит запястья и увеличит объем легких путем расширения грудной клетки. Пада хастасана (поза «для рук и ног») (см. рис. 11) воздействует на организм так же благоприятно, как поза «наклон вперед» — уменьшая талию, восстанавливая гибкость позвоночника и растягивая связки ног, особенно сухожилия, ограничивающие с боков подколенную ямку.

а также способствует притоку крови к мозгу. Триконасана (поза «лука») (см. рис. 12) дополняет движение «полуповорота позвоночника» и прекрасно растягивает позвоночник по бокам, тонизируя спинномозговые нервы и содействуя правильному функционированию пищеварительной системы. Тело становится легче, и другие асаны совершенствуются. какасана, пада хастасана, триконасана Практические вопросы Все, что вам потребуется для тренировки асан, — ваше тело, пол, мягкая подстилка при необходимости и немного самодисциплины. Надо постараться взять себе за правило заниматься асанами каждый день в одно и то же время; значительно полезнее выполнять меньше упражнений, но ежедневно, чем больше, но с перерывами в несколько дней. Отведите определенное время, которое вы можете посвятить себе, не отвлекаясь на другие дела. Идеальное время для занятий — вечером, до принятия пищи, или рано утром, хотя утром тело менее гибкое. Какое бы время вы ни выбрали, асаны нужно выполнять на пустой желудок. Тренируйтесь босиком, сняв часы и украшения. Занимайтесь в теплой, хорошо проветренной комнате или, если погода позволяет, на свежем воздухе.

ok.ru

Сколько существует асан?

Shiva_Statue_Murdeshwara_Temple
«Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой.»

«Существует так много поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между ними понимает только Шива. Каждая из 8.400.000 поз была объяснена Шивой. Из них он выбрал 84», — сообщает «Горакша Самхита» («Горакша Паддхати») — вероятно, один из самых ранних хатха-йогических текстов. http://www.namaste.md

Ему вторит другой текст – «Гхеранда Самхита», который датируется приблизительно XVII веком: «Гхеранда сказал: Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой. Эти 84 – выдающиеся асаны, а 32 из них можно использовать людям в этом мире».

То есть, согласно древним текстам, существуют 8.400.000 живых существ. Интересно, что цифра эта несильно расходится с подсчетами современных ученых. По их оценкам, на Земле обитают 8.700.000 тысяч видов живых организмов. Это приблизительная цифра, высчитанная математически, т.к. далеко не все виды сегодня открыты и изучены. Это: 7,77 млн. видов животных, 298 тысяч видов растений, 611 тысяч видов грибов, 36,4 тысячи видов одноклеточных микроорганизмов. Факт, в очередной раз подтверждающий мудрость и правоту древних мудрецов.

Но возможно ли придать человеческому телу такое количество – 8 400 000 — разнообразных поз, даже если они отличаются друг от друга совсем незначительно? Здравый смысл подсказывает, что нет. Но ведь у Шивы явно не человеческое тело. В иконографии Шива традиционно изображается четырехруким, а две дополнительные руки увеличивают количество возможных положений в несколько раз. Так что для Шивы такое количество асан вполне доступно.


Асаны в древних текстах

Sapta Chakra, from a Yoga manuscipt in Braj Bhasa lanaguage with 118 pages. 1899.
Иллюстрация из трактата «Джогапрадипика» Джаятарамы, XVIIIв.

Итак, посмотрим, сколько асан описывается в древних текстах.

«Йога Сутры» Патанджали – 0.

«Горакша Самхита» — 2: сиддхасана и камаласана (падмасана).

«Шива Самхита» —  описаны 4: сиддхасана, падмасана, свастикасана и уграсана; упоминаются также ваджрасана и гомукхасана без описания.

«Тирумандирам» Тирумулара — 8: бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана.

«Хатха-йога Прадипика» — описывает 15 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра. И далее в тексте упоминается еще и уткатасана.


illustr
В трактате «Шри Таттва Нидхи» (примерно вторая половина XVIII в.) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине.

«Гхеранда Самхита» — говорится о 32 асанах, которые «можно использовать людям в этом мире», и дается описание 31. Это: сиддха, падма, бхадра, мукта, ваджра, свастика, симха, гомукха, вира, дханур, мрита, гупта, матсья, матсиендра, горакша, пасчимоттана, утката, самката, маюра, кукута, курма, уттана, врикша, мандука, гаруда, вриша, салабха, макара, уштра, бхуджанга и йогасана.

 

Далее в тексте упоминается также сукхасана и описываются випарита-карани мудра, маха мудра и пашини мудра, которые с условным приближением тоже можно отнести к асанам.

Текстов, перечисляющих все 84 асаны, всего 2. Это «Хатхаратнавали» Шринивасы, датирующаяся приблизительно XVII столетием, и описывающаяся 36 из 84* асан, и «Джогапрадипика» Джаятарамы, XVIIIв., описывающая все 84 асаны.


Но, уже со второй половины XVIII века асаны начинают потихоньку размножаться. В трактате «Шри Таттва Нидхи» (примерно вторая половина XVIII в.) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине. Предполагается, что именно этот трактат сильно повлиял на Кришнамачарью, с которого, по сути, и началась вся современная йога.

Эра Кришнамачарьи

Тирумалай Кришнамачарья
Тирумалай Кришнамачарья, с которого, по сути, началась современная йога.

Сам Кришнамачарья в обосновании своей новаторской йоги ссылался на два текста: «Йога Курунта» и «Йога Рахасья».

«Йога Курунта» Вамана Риши – чрезвычайно древний трактат, излагающий систему динамических практик, которую Кришнамачарья познавал в устной передаче у своего тибетского гуру Рама Мохана. Позже Кришнамачарья случайно обнаружил этот текст в калькуттской библиотеке и обучил по нему Паттабхи Джойса. К сожалению, текст таинственным образом исчез, предположительно его «съели муравьи». То есть, кроме Кришнамачарьи и, возможно, Паттабхи Джойса, никто этого текста не видел. Еще более удивительно, что не было сделано ни одной копии со столь древнего и ценного манускрипта.

Другой текст «Йога Рахасья» Шри Натхамуни. Это тоже древний текст, который также был утрачен еще в средние века. Однако Кришнамачарье этот трактат чудом был явлен во время медитации, зрительно им воспринят, запомнен и позже записан. И сейчас «Йога Рахасья» существует в записи Кришнамачарьи. Здесь приводится большое количество асан, в том числе и таких, которые до этого в йогических текстах не встречаются, например, все конасаны, сарвангасана и др.

Тут, однако, уместно вспомнить, что асаны, описанные в средневековых текстах, обычный человек без тренировки и подготовки выполнить просто не сможет. И следовательно, нужны какие-то подготовительные и промежуточные упражнения, позволяющие развивать силу и гибкость. Поэтому дополнение практики новыми асанами было вполне оправдано.

Асаны, описанные в средневековых текстах, обычный человек без тренировки и подготовки выполнить просто не сможет.
Асаны, описанные в средневековых текстах, обычный человек без тренировки и подготовки выполнить просто не сможет.

Бесконтрольное размножение

Сам Кришнамачарья в своей книге «Йога Макаранда» приводит всего 38 асан. Но, начиная с середины XX века, в книгах по йоге количество асан исчисляется уже сотнями. В частности, каталог Дхармы Миттры, вышедший в 2003 г., содержит 608 асан. А еще ранее Дхарма Миттра создал схему Master Yoga Chart из 908 асан, которая и сегодня украшает стены многих йога-центров по всему миру. Причем в эту схему площадью в несколько квадратных метров вошли далеко не все асаны: первоначально для нее было сделано 1350 фотографий. При этом, просматривая даже такие объемные каталоги, любой опытный практик скажет, что там не все асаны, и вспомнит еще несколько. Впрочем, жизнь показывает, что новые асаны появляются по всему миру постоянно.

dharma mattra
Дхарма Миттра создал схему Master Yoga Chart из 908 асан.

В 2009 году индийское правительство озаботилось вопросами правообладания на йогу и выразило намерение запатентовать 1500 (!) асан! Сравните с двумя — четырьмя асанами древних текстов. Вот к чему приводит бесконтрольное размножение!

Асаны и культурное наследие Индии

Откуда столько – 1500 асан? Энтузиасты этого проекта уверяют, что все эти асаны описаны в древних текстах. Доля истины здесь, безусловно, есть. В пуранах, итихасах и упанишадах эпизодически встречаются названия и даже описания некоторых поз, которые никто не мешает называть асанами. Например: «Заняв позицию алидха…» или «сев в позу баддха-парьянка» («Калика пурана») и др. Возможно, если «по сусекам погрести, по амбарам помести», в недрах великого литературного наследия древней и средневековой Индии можно отыскать  древние корни многих современных практик.

Каларипаятту - одно из древних боевых искусств Индии.
Каларипаятту — одно из древних боевых искусств Индии.

Индии также никогда не были чужды традиции воинского искусства и соответствующей физической подготовки воинов. Боевому искусству посвящена одна из шести упавед (околоведических текстов, посвященных отдельным областям знания) – Дханурведа. Возможно, именно из воинской подготовки пришли в йогу такие асаны как «лук», «всадник», «герой» и др.?

Асана как форма тапаса

tapasvini
Садху слева держит руку поднятой вверх более 40 лет; садху справа постоянно стоит на одной ноге, даже когда спит.

Некоторые положения тела на протяжении тысячелетий практиковались в Индии в качестве тапаса – формы крайнего аскетизма или самодисциплины, которая, согласно древним представлениям, порождала огромную силу и сверхъестественные возможности. Считалось, что йогин, практикующий тапас, мог стать могущественнее богов.

Наряду с тапасвинами в Индии всегда существовали и факиры, зарабатывающие деньги демонстрацией экзотических поз и необычных возможностей своего тела.
Наряду с тапасвинами в Индии всегда существовали и факиры, зарабатывающие деньги демонстрацией экзотических поз и необычных возможностей своего тела.

Возможно, поэтому некоторые асаны йоги носят имена великих мудрецов древности, которые практиковали тапас: васиштхасана, маричиасана, вишвамитрасана и др.? Йогины,  практикующие такую форму тапаса до сих пор встречаются в Индии. Они годами и десятилетиями стоят на одной ноге, держат усохшие за время практики руки поднятыми вверх и т.д.

Наряду с тапасвинами в Индии всегда существовали и факиры, зарабатывающие деньги демонстрацией экзотических поз и необычных возможностей своего тела. Кое-что, похоже, было заимствовано и у них.

 

Йогини и махасиддхи

84 сиддха.
84 махасиддха.

Другой возможный источник асан – это богатейшая индуистская иконография. Кроме наиболее известных представителей индийского пантеона существуют многочисленные другие изображения, например, 84 махасиддхов и 64 йогини. Правда, махасиддхи почти все изображаются сидящими в медитативных позах, а йогини, наоборот, — стоя, но их положения тоже не отличаются разнообразием. И это неудивительно, т.к. в досовременную эпоху йога отождествлялась не с асанами, а с медитацией.

Храм 64 йогинь.
Храм 64 йогинь.

Тандава – танец творения и разрушения

Еще один замечательный иконографический источник – караны Танца Шивы. Существуют 108 изображений Шивы, исполняющего Танец творения и разрушения – Тандава, и некоторые из них действительно чрезвычайно напоминают современные асаны, если, конечно, закрыть глаза на то, что у Шивы, в отличие от нас, четыре руки. Например, 50 – lalaadathilagam – Шива стоит с поднятой вверх ногой; 53 — sakramandalam  — похожа на маласану,  66 – athikrantham — мостик, 107 — sagadasyam  — дханурасана и др.

tandava2
Некоторые караны Танца Шивы чрезвычайно напоминают современные асаны, если, конечно, закрыть глаза на то, что у Шивы, в отличие от нас, четыре руки.

Впрочем, и классический индийский танец, теоретические основы которого изложены в трактате «Натьяшастра» Бхараты Муни, вполне мог стать прародителем некоторых асан. Например, известные нам натараджасана, капотасана, врикшасана часто встречаются в классическом индийском танце бхаратанатьям. http://www.namaste.md

bharatanitiam
Известные нам натараджасана, капотасана, врикшасана часто встречаются в классическом индийском танце бхаратанатьям.

Йога и западная физкультура

illustr2
Иллюстрация из книги М. Синглтона «Тело йоги», показывающая идентичность асан, демонстрируемых Айенгаром, и популярных в Европе гимнастических упражнений.

Но, как бы велико ни было культурное наследие Индии, исследования и публикации последних 10 – 15 лет доказали, что и Запад внес свой вклад в разнообразие современной практики асан. Самым известным трудом по этой теме является, наверное, книга Марка Синглтона «Тело йоги», где приводятся фотографии, показывающие, что Кришнамачарья заимствовал и включил в свою практику асан многие упражнения и акробатические элементы из популярных в начале XX столетия на Западе гимнастических систем. Более того, автор настаивает, что именно они и легли в основу йоги Кришнамачарьи. И выходит, далеко не вся йога уходит корнями в глубокую древность, и «новодел» в ней составляет изрядную, если не большую, часть. На этом фоне забавно выглядит скрупулезное выстраивание некоторых асан, бывших «в девичестве» гимнастикой или акробатическим трюком, ради того, чтобы «прана правильно распределялась по телу».

Так йога ли это?

Возникает вопрос: насколько правомерно в таком случае всю современную практику называть йогой и отождествлять с древней традицией? Что ж, меняется жизнь, меняется человеческое тело и сознание, меняется мир вокруг нас, а вместе с этим меняется и йога, адаптируясь как живое учение к потребностям современного человека. Просто не нужно излишне мистифицировать современную йогу и искать  метафизические аспекты и скрытые сакральные смыслы там, где их нет. А тот факт, что с каждым годом в практику йоги вовлекается все больше людей во всем мире, и все больше людей находят в ней источник хорошего физического самочувствия и душевной гармонии, говорит о том, что никакие нововведения йоге не мешают, а делают ее только лучше. И, в конце концов,

йога  — это не асаны, древние или современные, а состояние души!

 

tandava
Известный современный гуру традиции Шайва-Сиддханта Шивая Субрамуниясвами (1927 — 2001) собрал одну из немногих полных коллекций из 108 статуэток, изображающих 108 каран Танца Шивы.

* Асаны «Хатхаратнавали»: сиддха, бхадра, ваджра, симха, шилпасимхасана, бандхакара, сампутита, шуддха (4 варианта падмы), данда, паршва, сахаджа, бандха, пинда, маюра, экападамаюра, (6 вариантов маюрасаны), бхайрава, камадахана, панипатра, кармука, свастика, гомукха, вира, мандука, маркатасана, матсиендра, паршва матсиендра, паршва матсиендра, бандха матсиендра, нираламбанасана, чандра, кантхва, екападака, пханиндра пасчиматана, шайита пасчиматана, вичитракарани, йога мудра, видхунана, падапиндана, хамса, набхитала, акаша, утпадатала, набхиласитападака, врисчика, чакра, утпхалака, уттана-курма, курма, баддха курма, кабандха, горакша, анпгустха, мустика, брахмапрасадита, панчачули, куккута, экападака куккута, акарита, бандха чули, паршва куккута, ардханаришвара, бакасана, чандраканта, судхасара, вьягхра, раджа, индрани, шарабха, ратна, читрапитха, баддхапакшисвара, вичитра, налина, канта, судхапакши, сумандака, чауранджи, краунча, дридха, кхага, брахмасана, нагапитха, шавасана.

 

namaste.md

Асаны йоги: количество, история асан, положительное воздействие на организм | Wellness BlogАсаны были разработаны для оздоровления тела и успокоения ума, для подготовки к более продвинутым практикам. В отличие от обычных физических упражнений асаны воздействуют на всех трех уровнях человека: уровне тела, ума и осознания. Именно поэтому практика асан требует полного вовлечения, пребывания в позах, а не просто их исполнение.

Термин “асана” в переводе с санскрите означает “устойчивое, удобное” положение.

Сколько всего асан йоги

Согласно данным Ведических источников (к которым относятся и трактаты по йоге), в нашей Вселенной существует 8,400,000 видов живых существ, соответственно, столько же и поз йоги. В наши дни, конечно, количество асан существенно уменьшилось. В Йога Дипике Айенгара можно найти описания 200 поз. Для ежедневной практики, конечно, требуется гораздо меньше (10-40 поз, примерно, в зависимости от навыков и стиля выполнения). Для поддержания хорошего здоровья достаточно освоить пару десятков основных поз йоги, и выполнять их регулярно.

Происхождение асан

Традиционно считается, что впервые о практике Хатха-йоги поведал своей супруге Парвати сам Шива.

Асаны есть более “древние”, которые упоминаются в текстах по йоге, и более современные, введенные в практику разными йогами и Риши. Некоторые асаны имеют названия животных, предметов, а другие названы в честь, возможно, создавших эти позы йогов. Также существуют асаны, названные по воздействию или сходству (например, Триконасана – поза треугольника). Многие позы вводились в практику на протяжении веков, пройдя “проверку временем”, а некоторые могли забыться или изменить название.

Сложно проследить историю йоги, опираясь только на асаны, поскольку позы всегда являлись частью этой системы и служили инструментом для подготовки тела и ума к практике пранаямы (контролю дыхания) и медитации.

Воздействие асан

Вначале асаны воздействуют только на тело, делая его более крепким и здоровым, устраняя неполадки в работе организма. Они растягивают и тонизируют мышцы, раскрепощают суставы, устраняют токсины из разных частей тела, а также гармонизируют нервную систему. В результате практики асан улучшается работа всех внутренних органов, организм самоисцеляется. Практика медленно, но верно ведет к физическому здоровью, а улучшение физического здоровья автоматически вызывает и положительные изменения в уме.

Асаны улучшают работу эндокринной системы, которая отвечает за множество функций тела, влияет на эмоциональное состояние. Если у человека эндокринная система здорова, то обычно такой человек позитивно настроен, а при неполадках к эндокринной системе, человек склонен к заболеваниям, пессимизму, физической и умственной пассивности. Асаны йоги корректируют активность отдельных желез и гармонизируют деятельность управляющего центра эндокринной системы, который расположен в мозгу. Именно поэтому даже простые асаны иногда оказывают удивительно быстрое благотворное влияние. Также асаны гармонизируют работу других систем тела и вносят ритм и равновесие в их деятельность: нервную, кровеносную, дыхательную, пищеварительную.

Асаны оказывают на организм человека и тонкое влияние. Все тело человека окружает и пронизывает энергетическое поле, которое обычно недоступно восприятию наших органов чувств (в йоге оно называется пранамайя коша). Энергия перемещается вдоль тела и вокруг него по особым проводящим путям. Эти каналы легко закупориваются, и прана (энергия) застаивается в определенных областях, что может привести к физическим и умственным расстройствам. Асаны способствуют свободному течению праны, чем улучшают здоровье. Энергетическое тело тесно связано с умом, поэтому беспрепятственное движение праны ведет к умственному равновесию и спокойствию.

Еще один позитивный момент от практики асан йоги заключается в том, что они автоматически вызывают изменение дыхания с учащенного и прерывистого (которое указывает на напряженность ума и тела) к медленному, глубокому и ритмичному (свидетельствующему о спокойствии и благополучии). Асаны замедляют дыхание, увеличивая глубину вдоха и выдоха, приводя тем самым к умственной и эмоциональной безмятежности.

Для достижения всех этих эффектов асаны нужно выполнять осознанно, не позволять уму блуждать. Осознание движения дыхания при выполнении асан будет отвлекать нас от поверхностных забот и проблем.

Конечной целью асан является прокладывание пути к более высокому осознанию через преодоление обычных ограничений ума и тела. Высшая цель асан – сделать тело настолько совершенным, а подсознательный ум настолько спокойным и свободным от тревог, чтобы о них можно было забыть, т.е. выйти за их пределы. Таким образом становиться возможно ощутить свою подлинную природу — чистое всепроникающее сознание.

wellness.co.ua

Сегодня миллионы людей во всем мире растягивают и скручивают свои тела в причудливые и замысловатые позы, которые называют асанами. А сам этот процесс называют йогой. Популярна также идея, что это чрезвычайно древняя практика, возраст которой составляет не менее 5–6 тысяч лет. Основополагающим трактатом йоги объявлены «Йога Сутры» Патанджали, и считается, что истоки современной практики коренятся именно в нем. Однако в этом тексте об асане говорится только, что это неподвижная и удобная поза, которая достигается при прекращении усилия и сосредоточения на бесконечном, и благодаря которой прекращается воздействие парных противоположностей. Ни одна конкретная асана в оригинале не называется.

В значительно более поздних текстах, относящихся к традиции хатха-йоги, перечисляется совсем небольшое количество асан, наверное, на порядок меньшее, чем практикуется сегодня. Откуда же взялись все остальные?

Сколько существует асан?

«Существует так много поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между ними понимает только Шива. Каждая из 8.400.000 поз была объяснена Шивой. Из них он выбрал 84», – сообщает «Горакша Самхита» («Горакша Паддхати») – вероятно, один из самых ранних хатха-йогических текстов.

Ему вторит другой текст – «Гхеранда Самхита», который датируется приблизительно XVII веком: «Гхеранда сказал: Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой. Эти 84 – выдающиеся асаны, а 32 из них можно использовать людям в этом мире».

То есть, согласно древним текстам, существуют 8.400.000 живых существ. Интересно, что цифра эта несильно расходится с подсчетами современных ученых. По их оценкам, на Земле обитают 8.700.000 тысяч видов живых организмов. Это приблизительная цифра, высчитанная математически, т.к. далеко не все виды сегодня открыты и изучены. Это: 7,77 млн. видов животных, 298 тысяч видов растений, 611 тысяч видов грибов, 36,4 тысячи видов одноклеточных микроорганизмов. Факт, в очередной раз подтверждающий мудрость и правоту древних мудрецов.

Но возможно ли придать человеческому телу такое количество – 8 400 000 — разнообразных поз, даже если они отличаются друг от друга совсем незначительно? Здравый смысл подсказывает, что нет. Но ведь у Шивы явно не человеческое тело. В иконографии Шива традиционно изображается четырехруким, а две дополнительные руки увеличивают количество возможных положений в несколько раз. Так что для Шивы такое количество асан вполне доступно.

Асаны в древних текстах

Итак, посмотрим, сколько асан описывается в древних текстах.

«Йога Сутры» Патанджали – 0.

«Горакша Самхита» – 2: сиддхасана и камаласана (падмасана).

«Шива Самхита» – описаны 4: сиддхасана, падмасана, свастикасана и уграсана; упоминаются также ваджрасана и гомукхасана без описания.

«Тирумандирам» Тирумулара – 8: бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана.

«Хатха-йога Прадипика» – описывает 15 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра. И далее в тексте упоминается еще и уткатасана.

«Гхеранда Самхита» – говорится о 32 асанах, которые «можно использовать людям в этом мире», и дается описание 31. Это: сиддха, падма, бхадра, мукта, ваджра, свастика, симха, гомукха, вира, дханур, мрита, гупта, матсья, матсиендра, горакша, пасчимоттана, утката, самката, маюра, кукута, курма, уттана, врикша, мандука, гаруда, вриша, салабха, макара, уштра, бхуджанга и йогасана.

Далее в тексте упоминается также сукхасана и описываются випарита-карани мудра, маха мудра и пашини мудра, которые с условным приближением тоже можно отнести к асанам.

Текстов, перечисляющих все 84 асаны, всего 2. Это «Хатхаратнавали» Шринивасы, датирующаяся приблизительно XVII столетием, и описывающаяся 36 из 84 асан, и «Джогапрадипика» Джаятарамы, XVIII в., описывающая все 84 асаны.

Но, уже со второй половины XVIII века асаны начинают потихоньку размножаться. В трактате Шри Таттва Нидхи (примерно вторая половина XVIII в.) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине. Предполагается, что именно этот трактат сильно повлиял на Кришнамачарью, с которого, по сути, и началась вся современная йога.

Эра Кришнамачарьи

Сам Кришнамачарья в обосновании своей новаторской йоги ссылался на два текста: «Йога Курунта» и «Йога Рахасья».

«Йога Курунта» Вамана Риши – чрезвычайно древний трактат, излагающий систему динамических практик, которую Кришнамачарья познавал в устной передаче у своего тибетского гуру Рама Мохана. Позже Кришнамачарья случайно обнаружил этот текст в калькуттской библиотеке и обучил по нему Паттабхи Джойса. К сожалению, текст таинственным образом исчез, предположительно его «съели муравьи». То есть, кроме Кришнамачарьи и, возможно, Паттабхи Джойса, никто этого текста не видел. Еще более удивительно, что не было сделано ни одной копии со столь древнего и ценного манускрипта.

Другой текст «Йога Рахасья» Шри Натхамуни. Это тоже древний текст, который также был утрачен еще в средние века. Однако Кришнамачарье этот трактат чудом был явлен во время медитации, зрительно им воспринят, запомнен и позже записан. И сейчас «Йога Рахасья» существует в записи Кришнамачарьи. Здесь приводится большое количество асан, в том числе и таких, которые до этого в йогических текстах не встречаются, например, все конасаны, сарвангасана и др.

Тут, однако, уместно вспомнить, что асаны, описанные в средневековых текстах, обычный человек без тренировки и подготовки выполнить просто не сможет. И следовательно, нужны какие-то подготовительные и промежуточные упражнения, позволяющие развивать силу и гибкость. Поэтому дополнение практики новыми асанами было вполне оправдано.

Бесконтрольное размножение

Сам Кришнамачарья в своей книге «Йога Макаранда» приводит всего 38 асан. Но, начиная с середины XX века, в книгах по йоге количество асан исчисляется уже сотнями. В частности, каталог Дхармы Миттры, вышедший в 2003 г., содержит 608 асан. А еще ранее Дхарма Миттра создал схему Master Yoga Chart из 908 асан, которая и сегодня украшает стены многих йога-центров по всему миру. Причем в эту схему площадью в несколько квадратных метров вошли далеко не все асаны: первоначально для нее было сделано 1350 фотографий. При этом, просматривая даже такие объемные каталоги, любой опытный практик скажет, что там не все асаны, и вспомнит еще несколько. Впрочем, жизнь показывает, что новые асаны появляются по всему миру постоянно. Подробнее об этом в следующей статье.


Ольга Прилепова – врач, сертифицированный преподаватель йоги; личный сайт www.namaste.md

Фото: abbey.yoga/instagram.com

yogajournal.ru