Качественный состав

Простые вещества – это вещества, образованные одним химическим элементом. Вещества, образованные из двух и более химических элементов, называют сложными. Сложных веществ гораздо больше, чем простых.

Различают в качественный и количественный состав веществ. Качественный состав – это совокупность химических элементов и (или) атомных группировок, составляющих данное химическое вещество. Количественный состав –это показатели, характеризующие количество или число атомов того или иного химического элемента и (или) атомных группировок, образующих данное химическое вещество.

Химические знаки и формулы.

Состав веществ отображают посредством химической символики. По предложению Й. Я. Берцелиуса элементы принято обозначать первой или первой и одной из последующих букв латинских названий элементов.

Химический знак (символ) – несет значительную информацию. Он обозначает название элемента, один его атом, один моль атомов этого элемента. По символу химического элемента можно определить его атомный номер и относительную атомную массу.


Химическая формула – это способ отображения химического состава вещества. Она обозначает название вещества, одну молекулу его, один моль этого вещества. По химической формуле можно определить качественный состав вещества, число атомов и количество вещества каждого элемента в одном моле вещества, его относительную молекулярную и молярную массу. Посмотреть видеоролик.

Формулы вещества составляют на основании еще одного важнейшего понятия в химии – валентности. Валентность – это способность атомов одного химического элемента соединятся со строго определенным числом атомов другого химического элемента.

Широко используются несколько видов химических формул:

Простейшая (эмпирическая) формула показывает качественный состав и соотношения, в которых находятся частицы, образующие данное вещество.

Молекулярная (истинная) формула показывает качественный состав и число составляющих вещество частиц, но не показывает порядок связей частиц в веществе, т. е. его структуру. Графическая формула отражает порядок соединения атомов, т. е. связи между ними. Посмотреть видеоролик получения формулы по названию

Относительные атомная и молекулярная массы.

Относительная атомная масса ( ) химического элемента – это величина, показывающая отношение средней массы атома природной изотопной смеси элемента к 1/12 массы атома углерода : Единая углеродная атомная единица массы (а. е. м.) равна:


Относительная атомная масса – одна из основных характеристик химического элемента. Относительная молекулярная масса — равна сумме относительных атомных масс всех атомов, образующих молекулу вещества.

Количество вещества.

Количество вещества (n или v) характеризуют числом атомов, молекул или других формульных единиц данного вещества. В Международной системе СИ за единицу количества вещества принят моль. Моль– это количество вещества, содержащее столько же формульных единиц, сколько атомов содержат 0,012 кг изотопа углерода . Массу одного моля называют молярной массой и обозначают буквой М.

Молярная масса может быть выражена через число молекул (или атомов) в одном моле вещества ( ) и массу ( ) отдельной молекулы (или атома): Массу молекулы (атома) в килограммах можно рассчитать по уравнению следовательно из этого выражения можно определить число молекул или атомов, содержащихся в одном месте любого вещества, которое называют постоянной Авогадро. Постоянная Авогадро ( ) – число атомов или молекул (или других формульных единиц), содержащихся в одном моле вещества;


Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом изучения химии?

2. Какие законы и теории составляют основу химии?

3. Назовите Основные положения АМУ

4. Приведите примеры известных вам аллотропных модификаций.

5. По какой формуле можно вычислить количество вещества?

6. Как вычисляется молекулярная масса ?

7. В каких единицах измеряется относительная молекулярная масса и молекулярная масса?

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 3

Дисциплина: Химия.

Тема: Основные законы химии.

Цель занятия: Повторить основные законы химии: стехиометрия, закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ молекулярной структуры, закон Авогадро и следствия их него.

 

Планируемые результаты

Предметные: знать основные законы химии: стехиометрия, закон сохранения массы веществ, владеть основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями;

Метапредметные: работать с теоретическим материалом, анализировать, делать выводы.

Личностные: уверенное пользование химической терминологией и символикой.

Норма времени:2 часа

Вид занятия:Лекция.

Тип занятия: Урок повторения.

План занятия:


1. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ.

2. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Оснащение:Учебник.

Литература:

1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..

2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 — изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.

Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.

 

 

Тема 3.Основные законы химии.

План:

1. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ.

2. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

 

Источник: cyberpedia.su

Начало научному подходу к химическому анализу положил английский учёный Р. Бойль (17 в.) , когда он, отделив химию от алхимии и медицины и став на почву химического атомизма, ввёл понятие химического элемента как неразложимой далее составной части различных веществ. Согласно Бойлю, предметом химии является изучение этих элементов и способов их соединения для образования химических соединений и смесей. Разложение веществ на элементы Бойль и назвал «анализом» .


Количественный анализ — совокупность методов определения количественного состава тел, т. е. количественных соотношений, в которых находятся химические элементы или отдельные соединения в анализируемом веществе. Важнейшей характеристикой каждого метода количественного анализа является, наряду со специфичностью и чувствительностью, точность. Точность анализа выражается значением относительной ошибки, которая не должна в большинстве случаев превышать 1—2%. Чувствительность в количественном анализе выражают в процентах.

Количественный анализ первоначально основывался на реакциях осаждения определяемых элементов в виде малорастворимых соединений, массу которых далее взвешивали. Этот весовой (или гравиметрический) метод анализа также значительно усовершенствовался со времён Бергмана, главным образом за счёт улучшения весов и техники взвешивания и использования различных реактивов, в частности органических, образующих наименее растворимые соединения.

В 1-й четверти 19 в. французский учёный Ж. Л. Гей-Люссак предложил объёмный метод количественного анализа (волюмометрический) , в котором вместо взвешивания измеряют объёмы растворов взаимодействующих веществ. Этот метод, называемый также методом титрования или титриметрическим, до сих пор является основным методом количественного анализа. Он значительно расширился как за счёт увеличения числа используемых в нём химических реакций (реакции осаждения, нейтрализации, комплексообразования, окисления-восстановления) , так и за счёт использования множества индикаторов (веществ, указывающих изменениями своего цвета на окончание реакции между взаимодействующими растворами) и др. средств индикации (посредством определения различных физических свойств растворов, например электропроводности или коэффициента преломления) .


Источник: otvet.mail.ru

Хими­ческие формулы веществ отображают их качественный и ко­личественный состав (рис. 8.3).

Называя химические элементы, которыми образовано вещество, ты описываешь его качественный состав.

Сравним качественный состав этих соединений. Молеку­лы обоих веществ образованы атомами водорода и кислоро­да. Значит, качественный состав этих соединений одинако­вый.

По правым нижним индексам в химических формулах ты можешь охарактеризовать количественный состав веществ.

В состав молекулы воды входят два атома водорода и один атом кислорода. Соотношение между количествами атомов этих элементов таково:

N(H): N(O) = 2 : 1

Рис. 8.3. Описание качественного и количественного состава воды по ее химической формуле

В молекуле пероксида водорода содержатся два атома водорода и два атома кислорода. Соотношение между количествами атомов этих элементов следующее:

N(H) : N(O) = 2 : 2 = 1 : 1

Коэффициенты. Числа перед химическими формулами называ­ют коэффициентами. Они показы­вают количество структурных еди­ниц вещества.

Запись 2Fe (произносим два феррум) обозначает два атома железа. А запись 5Н20 (произносим пять аш-два-о) — пять молекул воды. Оче­видно, что в пяти молекулах воды содержится 10 атомов водорода и 5 атомов кислорода. Запись 8Na+Cl (произносим восемь натрий-хлор) обозначает восемь формульных единиц хлорида натрия. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Рис. 8.4. Схема строения молекул воды (1) и пер­оксида водорода (2)

Источник: WorldOfSchool.ru


Перед каждым групповым терапевтом стоит вопрос: кого следует, а кого не следует включать в психотерапевтическую группу. Большинство психотерапевтов сходятся во мнении, что участниками группы могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Хотя, как отмечает К.Рудестам, ссылаясь на Лакина, "к неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувства к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми, и лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания."

Некоторые авторы считают совершенно недопустимым "включение в одну группу людей, находящихся за ее пределами в служебных или каких-либо иных отношениях (этот запрет не распространяется на ситуации семейной терапии)" (Г.С.Абрамова, 1994, с.220). Это утверждение нельзя считать безусловной истиной. Однако при работе в таких группах перед ведущим появляются дополнительные трудности, связанные с необходимостью преодоления сложившихся стереотипов отношений.

Многие групповые психотерапевты проводят предварительную психологическую диагностику потенциальных участников группы — чаще всего во время предварительной консультации или собеседования. Важно не допустить включения в группу тяжелых психически больных, дабы не спровоцировать рецидивов.


Количественный состав психотерапевтических групп

Относительно оптимального количества участников группы нет единства мнений, так как количественный состав и структура группы зависят от ее цели. Группы, ориентированные на обучение, могут допускать большее число участников, нежели тренинги, целью которых в первую очередь является личностное развитие.

На практике число членов психотерапевтической группы колеблется от 3 до 30 человек. Таким образом, минимум участников психотерапевтической группы, включая группового психотерапевта, составляет четыре человека. Когда группа слишком мала, она перестает работать как группа, а ее участники занимаются индивидуальным консультированием или психотерапией в групповых условиях.

Возможно создание малых (до 10 человек), средних (от 11 до 20 человек) и больших (от 21 до 30 человек). Классическая психотерапевтическая группа находится на границе малой и средней и насчитывает обычно от 8 до 12 участников.

Келлерман (1979) сформулировал "правило восьми", согласно которому число участников не должно превышать восьми человек, поскольку в противном случае возникает тенденция к распадению на более мелкие подгруппы. Группы личностного развития (и в частности развития самосознания) предполагают все же большее количество участников. Оптимальным для такой группы принято считать двенадцать — пятнадцать участников.


кое количество дает возможность свободного взаимодействия каждого с каждым; кроме того, имеет организационные преимущества: двенадцать делится на два, три, четыре, что позволяет создавать разнообразные подгруппы. Последний аспект представляется чрезвычайно важным, поскольку при проведении многих упражнений, требующих работы в "двойках", "тройках", "четверках", ведущий может столкнуться с проблемой нехватки людей в подгруппах.



Многие ведущие групп считают, что психотерапевтическая и развивающая работа в больших группах гораздо менее эффективна, поскольку не позволяет организовать достаточное число интеракций между участниками и не дает возможности проявить активность в одинаковой степени. Когда количество участников превышает 20 человек, резко снижается уровень продуктивной обратной связи, уменьшается время, уделяемое каждому участнику группы, уменьшается эффективность терапии.

Гомогенность— однородность, сходство, совпадение каких-то характеристик и свойств. Гетерогенность — различие между характеристиками и свойствами объектов или субъектов (вплоть до диаметральной противоположности). О каких параметрах идет речь, когда говорится о гомогенности и гетерогенности? Прежде всего, имеются в виду следующие:

1) пол;

2) возраст;

3) образование;

4) уровень интеллекта;

5) социальный статус;

6) социокультуральный уровень;

7) тип личности и стиль поведения;

8) психологические проблемы;

9) убеждения и ценностные ориентации;

10) цели участия в группе;

11) основные виды конфликтов и др.

В литературе содержатся противоречивые данные о том, какая группа действует оптимально — та, в которой участники сходны между собой по ряду параметров, или та, в которой участники сильно различаются.

В достаточной степени ясно, что однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. На это указывает, например, И.Ялом. Однако, с точки зрения К.Рудестама (1993), главным недостатком гомогенных групп является недостаточная почва для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для успешной работы группы.

По мнению многих специалистов в групповой психотерапии (Беннис и Шеппард, Витакер и Либерман и др.), гетерогенность выступает условием продуктивности функционирования группы, особенно если она связана с различием личностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности и переживаемых эмоций. Кроме того, гетерогенность группы можно рассматривать как ситуацию, моделирующую реальные системы отношений участников в окружающем мире. Конечно же, вред группе может нанести большая разница в возрасте участников, в уровне их образования и интеллекта, в социальном статусе и жизненных позициях. Вместе с тем в социальной психологии хорошо известно возрастание продуктивности групповой работы в случае определенного сочетания людей разных типов и разных взглядов.

Особенно деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин. "Чисто женские" и "чисто мужские" группы также имеют свою специфику, связанную с полоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом.

По-видимому, наибольшее значение имеет гомогенность группы в отношении психологических проблем и возраста (выше уже говорилось, что нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати). По мнению К.Рудестама (1993), группам с коротким курсом занятий, а также тем группам, чьей функцией является эмоциональная поддержка, показана большая гомогенность (сходство между участниками); группам, ориентированным на длительную работу, целью которой является выработка межличностного понимания, полезна в большей степени выраженная гетерогенность.

 

Литература:

  1. Карвасарский Б.Д., Ледер С. Групповая психотерапия / Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. — М.: Медицина, 1990. — С. 12 — 187.
  2. Роджерс К. О групповой психотерапии / К.Роджерс. — М.: Гиль-Эстель, 1993. — 224 с.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2000. – 384с.
  4. Словарь практического психолога/ Составитель Головин С.Ю. – Мн.: Харвест, 1998.- 800с.
  5. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2000. – 272с.
  6. Ялом И.- Групповая психотерапия. / И. Ялом — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 416с.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто может быть участником тренинга?

2. Какое количество участников тренинговой группы можно считать оптимальным?

3. Охарактеризуйте понятия «гомогенность» и «гетерогенность».

4. Назовите факторы, деструктивно влияющие на работу тренинговой группы.

5. Какие условия обеспечивают продуктивную работу группы?

Источник: studopedia.su