Ребенок радуется

10 вещей, которым мы можем научиться у детей

Бытует мнение, что это мы, взрослые, должны учить детей, но если вы внимательно понаблюдаете за детьми, то поймете, что и нам есть чему у них поучиться.

1. Дети находятся в движении весь день

Дети постоянно двигаются и что-то делают: с момента, когда они встают, и до того времени, когда они ложатся спать. Они — машинка для сжигания калорий, которая бегает, прыгает и находит себе все новые занятия. Они не сидят на стуле, когда можно усесться на полу, не идут, если можно бежать. Берите пример с детей — больше двигайтесь, будьте энергичнее.

2. Дети не переедают

Детям не важно сколько еды осталось на тарелке, если они уже наелись, в отличие от взрослых. Поэтому, они не переедают, если, конечно, взрослые их не заставляют.  Взрослым также следовало бы развить в себе привычку прислушиваться к ощущениям в теле и вовремя останавливаться.


3. Дети любят бегать голышом

Дети не стесняются своего тела и своей наготы, они естественны, как сама природа. Большинство взрослых недовольны своим телом и постоянно критикуют его. Позвольте себе иногда побыть голым, спать обнаженным или пройтись по квартире, когда никого нет дома. Почувствуйте снова естественность и начните любить свое тело

4. Дети очень гибкие

Дети, как пластилин, гнуться и выгибаются как угодно. Став взрослыми, мы теряем гибкость, т.к. почти не делаем упражнений на растяжку. Поэтому, попробуйте заняться йогой или, по крайней мере, выполняйте простые упражнения для растяжки. Это поможет вам оставаться здоровым.

5. Дети рано встают и рано ложатся спать

Утром они активны и полны энергии. Когда в последний раз, вы могли бы сказать то же самое о себе? Самый полезный сон с 22.00, так что выключайте телевизор, компьютер, телефон и идите спать.

6. Дети искренни

Дети всегда прямо говорят, что думают, они искренне показывают свои эмоции, не скрывают их. Когда им весело, они смеются, когда им обидно, они плачут. Нам всегда понятны их реакции. Но можете ли вы сказать тоже самое про себя и окружающих?

7. Дети радуются мелочам

Детям не важно с чем играть – с дорогим компьютером, мячиком или со снежинками, им все интересно, они полны счастья и оптимизма. Взрослые же предпочитают дорогие игрушки и редко радуются простым вещам.

8. Дети не зацикливаются

Дети легко расстраиваются из-за пустяка, но плохое настроение у них длится недолго, и вскоре, как ни в чем не бывало, они живут и играют дальше. Взрослые же хранят обиды и злобу годами. Нам следует поучиться у ребенка отпускать эти состояния.


9. Дети умеют отдыхать

Дети способны заснуть прямо за столом во время обеда или снимая ботинки после прогулки. Они точно знают, когда у него заканчиваются силы, и что им надо отдохнуть, чтобы набраться новых сил. А вот взрослые утратили эту способность замечать усталость и не умеют вовремя остановиться и восстановить силы.

10. Дети видят вещи по-новому

Для детей каждый день – это новый день. Они подмечают такие мелочи, на которые взрослые никогда не обращают внимание. Если смотреть на мир глазами ребенка, к нам вернется утраченная свежесть восприятия мира со всеми его красками и абсурдом. А это качество креативного человека.

Елена, www.vitamarg.com

www.vitamarg.com

Авторы: Мэрилин Сигал

МИР РЕБЕНКА

Двухмесячный ребенок заметно отличается в своем развитии от новорожденного — его поведение более осознанно. Он уже не находится в полной зависимости от безусловных рефлексов. Теперь ребенок использует их в своих интересах. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными, а поведение изменяется в соответствии с условиями окружающей обстановки.
В периоды бодрствования двухмесячный малыш большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру.


внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные руки и учится при этом держать их в поле зрения.
Родители и ребенок продолжают вести разговоры "один на один", описанные в предыдущей главе, однако характер этих "диалогов" меняется. Начать и поддерживать их по-прежнему может только взрослый, но теперь ребенок знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Попеременно глядя на вас и отводя взгляд в сторону, он способен поддерживать "разговор" достаточно долго, не нервничая и не переутомляясь.
Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша — он стал чаще улыбаться. Как правило, в возрасте трех недель ребенок улыбается при звуке знакомого голоса, а в возрасте четырех недель — при виде знакомого лица. Двухмесячный малыш радуется уже не только знакомым лицам, но также интересным предметам и звукам. Кроме того, теперь он способен достаточно адекватно реагировать на сильные внешние раздражители.

Двигательные навыки

Хотя в течение второго месяца жизни у ребенка не произошло значительных сдвигов в развитии двигательных навыков, все же заметны некоторые существенные изменения в характере его движений.


зависимо от того, отдыхает малыш или бодрствует, хаотичные судорожные подергивания возникают у него теперь лишь изредка, и создается впечатление, что он управляет движениями своего тела. Когда ребенка прикладывают к материнской груди, видно, что его поведение уже больше не зависит от безусловных рефлексов, возникающих при виде источника пищи. Теперь перед кормлением он сначала вертит головкой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать.
У двухмесячного ребенка сосательный рефлекс проявляется не только во время еды. Между кормлениями он будет сосать почти все, что попадет к нему в рот, — собственную руку, пустышку, уголок одеяла или мамин палец. Однако он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод. Когда ребенок сыт, он охотно сосет пустышку, но испытывая чувство голода, он будет упорно выплевывать ее и кричать.
Способность осознанно сосать большой палец руки является еще одним признаком развития, характерным для детей этого возраста. Раньше ребенок начинал сосать свой большой палец, если тот случайно попадал к нему в рот, когда палец выскакивал, младенец начинал кричать. Теперь, в возрасте двух месяцев, он делает это целенаправленно.
У ребенка все еще сохраняется сильный хватательный рефлекс, и вам нетрудно вложить ему в ладонь погремушку.

тому, как энергично он начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако он воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, который можно сосать, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства. Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, ребенок начинает значительно лучше контролировать движения головы. Как правило, в этот период дети уже могут, лежа на животе, поднять головку вверх, а когда их держат на руках в вертикальном положении, удерживать ее прямо в течение нескольких секунд. Самым сильным малышам удается, лежа на животе, даже приподниматься на руках и некоторое время сохранять такое положение.
Теперь движения рук и ног ребенка стали более активными. Во время игры он может поднимать руки над головой. Малыш научился переворачиваться с боку на бок. Он может поднимать и опускать руки и ноги в определенном ритме. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Хорошим примером, демонстрирующим способность ребенка изменять поведение в новых условиях, являются его успехи в пространственной координации движений. Обычно сначала ребенок изучает свою руку так, как если бы это была новая игрушка: он тщательно исследует ее, рассматривая пальцы и рукава распашонки.


степенно он обнаруживает, что еще интереснее шевелить пальцами и двигать рукой в разные стороны. К концу второго месяца жизни ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредоточивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.
Двухмесячный ребенок способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. Он делает это с особым удовольствием, если предмет, за которым он наблюдает, двигается, или если вдруг оказывается, что это его старший брат или сестра. У большинства детей этого возраста, когда они находятся в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, малыш обернется в поисках источника звука.
В течение третьего месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Он становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, малыш обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Он перестает шевелить руками и ногами. Затем, обнаружив источник звука, он снова начинает двигаться.
Наконец, поскольку теперь у ребенка руки не сжаты в кулачок, у него появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Он начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем его мире.


Понимаем своего ребенка

К третьему месяцу жизни малыш уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо. Он приветствует улыбкой куклу Буратино, маску колдуна, бумажную тарелку с нарисованными глазами.
В этом возрасте малыш также учится произносить звуки. Этот этап развития начинается с невнятного "лепета". Ребенок будет экспериментировать со звуками, произнося сначала "а-а-ее-ее" или "э-э", повторяя их снова и снова. Увлеченный этим занятием, он будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит.
Ребенок радуется, когда к игре присоединяются родители. Взрослый подражает — звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает "гулить", и между ними завязывается своеобразная "беседа". Родителям обычно нравится повторять мимику своего двухмесячного ребенка. Когда он открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается. Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя.
Теперь малышу требуется от взрослых не только еда и комфортность. Рожок уже не может заменить разговоров, прикосновения родителей — смеха, пения и т. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.


ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Не кутайте ребенка
Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу.
Посадите ребенка в детское креслице
Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит. Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных сторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детский стульчик или креслице.
Прислушайтесь к ребенку и ответьте ему
Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время "разговора" старайтесь смотреть ему прямо в глаза.
Пойте, занимаясь с ребенком
Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.
Игры с братьями и сестрами
Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их присутствие развлечет и обрадует малыша.
Внимание, снимаем!
Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями — лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и запечатлеть счастливые моменты.
Возьмите ребенка с собой
Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать развитию малыша.


Время игр

Зрение
Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки
Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Иногда надевайте манжету или носок на правую руку ребенка, иногда на левую или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.
Кукла на руке
Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях — вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей.
Игрушка, которая может пищать
Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.
Кукла на пальце
Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее будет танец, тем больше это понравится ребенку.
Кукла-тарелка
Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой — печальную. Поверните тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой.


сть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять одна другую.
Повесьте над кроваткой игрушки
Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы, особенно те, которые легко двигаются.
Разные фигурки
Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги. Сделайте это так, чтобы фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите петельки из тесьмы на верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой.
Папа вверх ногами
Поставьте два стула друг напротив друга. Положите ребенка на спину маме на колени. Пусть папа сядет на стул напротив нее, и тогда малыш увидит папино лицо вверх ногами.
Разные картинки
Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять. Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска.
Восприятие звуков
Потрясите погремушкой
Ваш ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой и различать звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение — потрясите погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры напевайте песенку.
Вверх и вниз
Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх. Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения.
Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша). Вот мы опускаемся вниз (опустите его вниз). Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша). Вот мы кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь).
Позовите ребенка
Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.
Погремушка из консервных банок
Смастерите для малыша игрушку, используя пустые консервные банки. Поместите ее сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Через некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами "погремушку". Яркая тесемка, привязанная к банкам, облегчит ребенку поиски.
Ощущения
Погремушка
Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет очень быстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ей упасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.
Разнообразные ощущения
Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, ему будет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепите кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка способствует развитию хватательных навыков у ребенка.
Упражнения
Прыгающий помпон
Положите ребенка на спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких цветных помпонов. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: "Сейчас упадет еще один помпон!" По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда упадет следующий помпон.
Упражнения для ног "под ариозо"
Для физического развития малыша очень важны упражнения, укрепляющие ноги. Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы малышу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.
Арена для упражнений
Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает мягкий и твердый предмет, громкий и тихий звук. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть он тренируется.

Повседневные дела

Время кормления
Условный сигнал
Запишите на пленку какой-нибудь условный звук, который должен оповещать о том, что наступает время кормления. Спустя некоторое время ребенок поймет, что означает этот сигнал.
Кресло-качалка
Если вы до сих пор не знаете, насколько полезным может оказаться при кормлении кресло-качалка, сейчас самое подходящее время, чтобы воспользоваться им. Прижмите ребенка к себе и, тихонько покачиваясь в кресле, начните его кормить. Такой способ кормления даст возможность спокойно отдохнуть и вам и ребенку.
Теперь очередь папы
Сначала убедитесь, что у папы есть время покормить малыша.
Если вы кормите ребенка грудью, пусть папа даст малышу попить воды (если ребенок пьет воду). Если вы сцеживаете молоко и вам необходимо уйти из дома во время кормления, у папы появляется прекрасная возможность выполнить ваши обязанности.

Время купания
Поплескаемся в воде
Пусть малыш немного побрызгается в теплой ванночке. После купания осторожно вытрите его полотенцем. Приятные ощущения позволят ребенку лучше познать окружающий мир.
Прекрасное отражение
Выкупав ребенка, поднесите его к большому зеркалу. Он с интересом будет смотреть на свое улыбающееся отражение. Это самый подходящий момент, чтобы пощекотать ему животик и пальчики на ногах. Глядя в зеркало и чувствуя ваши прикосновения, малыш больше узнает о себе.
Продолжается массаж
Осторожно сжимая, делать ладонями круговые движения — вот основной способ расслабляющего массажа. Немного смажьте руки растительным маслом, затем поднимите ножку ребенка, слегка обхватив ее обеими руками, начинайте осторожно массировать. То же самое проделайте с руками малыша.

Время пеленания
Настенный коврик
Повесьте на стену рядом с детским столиком одеяльце или коврик, сшитый из всевозможных лоскутков. Для этой цели лучше всего подойдет старое полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая алюминиевая фольга. Переодевая ребенка, погладьте его ручками лоскутки, называя ткань каждого из них.
Посмотри в зеркало
Время от времени переодевайте ребенка перед зеркалом. Повесьте зеркало рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя. Собственное отражение удивит и восхитит его. По мере того как он будет становиться старше, эта игра станет доставлять ему все большее удовольствие.
Метелка из перьев
Держите рядом с пеленальным столиком недорогую мягкую метелку из перьев. Когда малыш будет раздет, ласково пощекочите его метелочкой, называя при этом каждую часть его тела: "Я щекочу, щекочу носик", "Я щекочу, щекочу пяточки" и т. д.
Маленький боксер
Ваш ребенок проводит достаточно много времени на пеленальном столе, глядя на скучный белый потолок. Постарайтесь сделать окружающую его обстановку интересной и привлекательной. Повесьте над столом красивый воздушный шар. Сначала малыш будет наблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробует ударить по нему рукой.

Время отдыха
Покатайся на мячике
Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим. Осторожно положите на него ребенка, животом вниз. Придерживая малыша за бока, медленно катайте его взад и вперед. Многим детям это упражнение помогает успокоиться и заснуть.
Время для телевизора
Если в вашей семье любят смотреть телевизор, то на некоторое время ребенок охотно составит вам компанию. Он с удовольствием будет прислушиваться к новым звукам и наблюдать за движениями на экране; кроме того, это позволит ему лишний раз побыть в кругу родных.
Запишите на пленку голос своего малыша
Если у вас есть магнитофон, с его помощью вы сможете развлечь своего ребенка. Запишите на пленку звуки, которые он произносит. Старайтесь почаще включать при нем запись. Разговаривая с магнитофоном, малыш может успокоиться и заснуть.

опубликовано 21/05/2007 12:46
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология

  • ← Предыдущая
  • Следующая →

lib.komarovskiy.net

Задача родителей не лепка скульптуры, а огранка алмаза: развитие у ребенка лучших качеств, заложенных в нем природой, и сглаживание недостатков. Для осуществления этой нелегкой миссии важно чувствовать своего малыша, понимать мотивы его поступков и желаний. А для этого – знать, как именно развивается психоэмоциональная сфера ребенка. Ведь, так же как и физические навыки, она подчиняется общему для всех детей сценарию, в рамках которого и проявляются индивидуальные вариации.

Младенцу знакомы только самые простые чувства: голод, страх, боль, удовольствие. Мир его эмоций пока контрастен: крохе либо очень хорошо (и тогда он спит), либо очень плохо (и тогда он кричит). И если понять, отчего малышу хорошо, маме не составляет никакого труда, то выяснить причину плача – задача не из легких. Ясно лишь одно: внутреннее состояние младенца целиком и полностью связано с физическими ощущениями, и так продолжается в течение всего первого месяца жизни.

Новорожденный еще не отдает себе отчета, откуда возникают те или иные чувства (например, что его «хорошо» связано с мамой), а просто испытывает удовольствие, когда пьет мамино молоко, лежит у нее на руках, слышит ее голос и стук сердца. Иногда на личике младенца может промелькнуть подобие улыбки (особенно после еды или во сне), но эта гримаска пока не более чем непроизвольное сокращение мимических мышц, подобное другим хаотическим движениям, которые совершает новорожденный.

С самого рождения малыш проявляет одну из важнейших душевных потребностей человека – в общении. Для младенца оно почти на 100% складывается из физического контакта со взрослым, прежде всего с мамой. Это одна из самых простых, но и самых важных форм взаимодействия маленького человечка с другими людьми. Мамина близость и тепло особенно необходимы ребенку в первые 12 часов после появления на свет (это один из аргументов в пользу родильных домов совместного пребывания) – в период, который считается решающим не только в процессе адаптации организма к новой среде, но и в формировании психоэмоционального здоровья. И наоборот, если ребенка не берут на руки и не ласкают, это ведет к недоразвитию или повреждению мозговых систем, регулирующих эмоции.

Младенцы чутко реагируют на настроение близких, особенно мамы. Если мама сердится, кроха настороженно затихает, а если нервничает – начинает беспокоиться и плакать в ответ. После года сопереживание становится активным: ребенок может пожалеть и погладить маму, если ей больно, или даже попытаться утешить ее своей любимой игрушкой.

На втором месяце маленький начинает понимать, что приятные ощущения дарят ему другие люди. Это понимание вызывает осознанную ответную реакцию – радость. «Социальная улыбка», «комплекс оживления» – как бы ни называли это светлое чувство психологи, именно оно становится первым приобретением ребенка в области эмоций. 2-месячный ребенок радуется любому человеку, который подходит к его кроватке и ласково обращается к нему, но особенно выделяет маму. Маленький демонстрирует радость всем телом: он не просто улыбается, а сучит ручками и ножками, издает разные певучие звуки, корчит смешные рожицы.

Около 4 месяцев к улыбке добавляется смех, причем тоже в ответ на физическую стимуляцию (эта особенность сохранится на ближайшие 2–2,5 года): малыш хихикает, когда его щекочут, и просто заливается, если его подбрасывают вверх. Засмеяться в ответ на психологическую стимуляцию, например забавную папину гримасу, кроха сумеет после 1 года, а в ответ на смешную фразу – после 2 лет.

Интересно, что младенец воспринимает взрослых не целиком, а только частями. Например, мама в сознании ребенка – это не цельный образ, а отдельно лицо, руки, грудь, запах, голос, и все это никак не связано друг с другом. Мир малыша весь состоит из таких фрагментов: теплая вода в ванночке, громкий голос папы, яркие пятна погремушек. Ближе к 6 месяцам звуки, запахи и изображение в сознании ребенка начинают соединяться в единый, целостный и постоянный образ. Когда это произойдет, кроха сможет наконец отличать своих от чужих. Теперь ребенок радостно улыбается родителям, а когда к нему подходит незнакомый человек – настораживается или пугается.

Испуг – одна из первых негативных эмоций, которая появляется в «копилке» малыша. Вслед за ней, примерно в 4 месяца, ребенок начинает проявлять и чувство гнева. Его ребенок выражает еще активнее, чем радость. Родители хорошо знают, какой крик может подняться, когда у малыша отбирают заинтересовавший его мобильник или пресекают его попытки дотянуться до клавиатуры компьютера.

По мере того как ребенок растет, он учится разделять физическую и эмоциональную составляющую своей личности. У младенца эти две стороны неразрывны, и он проявляет радость, только когда испытывает физический комфорт: если у малыша что-то болит, прекратить его плач непросто. Зато 2–3-летний ребенок может обрадоваться новой игрушке, даже когда болеет. А по мере взросления и физические ощущения, и эмоции человек берет под контроль разума и учится управлять ими.

К концу первого полугодия к палитре эмоций малыша добавляется удивление, а вместе с ним и главный стимул к развитию – интерес. Увлечь малыша можно какой-нибудь новинкой; кроха еще не способен удерживать внимание на чем-то дольше минуты-двух, и ему постоянно требуется новая «пища для ума». Теперь, помимо многочисленных физических желаний, у ребенка появляются и психологические, главные из которых в этом возрасте – общаться и узнавать. Из-за этого малыш становится непоседливым и любопытным, и иногда его «хочется» и мамино «можно» не совпадают. Маленькие капризы пока не превращаются в проблему – в этом возрасте ребенка легко отвлечь и переключить его внимание на что-то другое.

Постепенно желания и интересы малыша становятся все более постоянными; из них вырастают предпочтения и вкусы – в еде, игрушках, развлечениях, книжках, песенках. Родители замечают, что особенно нравится их чаду, а что встречает решительный отпор.

После 8 месяцев, когда ребенок становится все более активным, начинает ползать и вставать на ножки, происходит первый этап его психологического отделения от мамы. С одной стороны, малыш безболезненно переносит кратковременные разлуки с мамой, поскольку начинает осознавать, что она продолжает существовать, даже если он ее не видит. Теперь малыши очень любят играть в «ку-ку»: находить маму, закрывшую лицо руками или платком. В то же время ощущение собственной «отдельности» нередко приводит и к другому явлению: так называемой «тревоге восьмимесячных». Малыш поднимает крик при виде незнакомых людей (например, врачей в поликлинике, которых не боялся раньше), часто просыпается по ночам, становится беспокойным. В эти несколько месяцев повышенной чувствительности и тревожности ребенка постарайтесь избежать глобальных перемен в его жизни: сейчас не стоит выходить на работу или менять няню – малышу как никогда необходимо чувство постоянства.

В отличие от позитивных эмоций проявления негативных чувств малыша родители стараются пресекать на корню. Вспомните: ребенка часто хвалят за то, что он не плачет (но не за то, что смеется) – то есть фактически за то, что он не демонстрирует отрицательных эмоций. Вот только тихие, покладистые дети страдают от стрессов не меньше других. В любом возрасте малыш имеет полное право испытывать страх, негодование, раздражение, и демонстрировать их необходимо для психоэмоционального здоровья, а задача родителей – научить свое чадо делать это, не вызывая ответного негатива других.

Основной ориентир ребенка в этом возрасте – собственные желания. Он все понятнее выражает их и все настойчивее старается их реализовать. Теперь он вполне самостоятельно принимает решения, и, если уж задумает сделать что-то, отвлечь его будет гораздо сложнее, чем пару месяцев назад. Если ребенку очень захочется узнать, что лежит у папы в кошельке, будьте уверены, несмотря на все запреты, он улучит минутку, стащит его и обязательно рассмотрит все содержимое.

Для годовалого малыша главная ценность – собственные желания. Наберитесь терпения на год-другой: со временем малыш научится контролировать свои стремления и поймет, что, кроме слов «хочу» и «не хочу», есть слова «нельзя» и «надо».

Чувства и действия малыша сейчас связаны воедино. Если ему что-то не нравится, он сердится и яростно лупит маму, когда ему страшно – плачет, а если весело – смеется и хлопает в ладоши от удовольствия. Малыш уже научился ясно выражать свое отношение к происходящему, теперь можно понемногу учить его другому важному умению – разделять эмоции и действия. Это означает, что кроха может злиться, но мама больше не позволит ему бить себя или кусаться. Конечно, чтобы полностью овладеть этой наукой, потребуется не один год, но начинать стоит уже сейчас.

Важное эмоциональное достижение этого периода – формирование представления ребенка о себе. Кроха понемногу начинает отождествлять себя со своим именем («Петя – это я»), телом (хлеб не сам упал, его бросил Петя), отражением в зеркале («Кто там?» – «Петя»). При виде своего образа в зеркале ребенок испытывает огромное удовольствие, может подолгу себя разглядывать, а теперь еще и ясно понимает, кто перед ним. Хотите убедиться в этом? Сделайте небольшой мазок губной помадой на щечке малыша. Если он трет себе лицо, глядя на свое отражение, значит, понимает все правильно. Узнавая собственное изображение, маленький получает зрительное подтверждение своего существования, – то, что создает прочный каркас его «я».

Кроха чувствует, думает, действует – но пока не отдает себе отчета ни в своих эмоциях, ни в поступках. Ему сложно объяснить, почему он плачет или почему не хочет идти купаться. Ребенок растет и постепенно становится более самостоятельным; желаний становится все больше, но взрослые почему-то не спешат их исполнять. Естественной реакцией становится протест. Чтобы утвердиться в качестве отдельного человека, ребенок доказывает вам, что может иметь собственное мнение, а поскольку не может привести никаких аргументов, то просто говорит: «Нет». Этот «кризис противоречия» – важный признак роста малыша.

Ближе к 2 годам кроха начинает узнавать названия своих чувств: что дрожание под ложечкой называется страхом, а желание спрятаться – смущением. Чтобы научить малыша разбираться в собственных эмоциях, проговаривайте, что он чувствует и почему возникают эти ощущения.

Упрямство и отказы порой доводят родителей до белого каления, но малышу тоже очень непросто. Его пугают собственные вспышки гнева, он боится потерять мамину любовь, и в этот период на смену истерикам и непослушанию приходят бурные выражения любви. Чтобы смягчить этот сложный период, чаще давайте малышу возможность выбора. Если ситуация не связана с принципиальными вопросами (например, безопасности), позволяйте карапузу поступать, как он считает нужным. Считаясь с мнением ребенка, вы подтверждаете, что он имеет для вас ценность. Настаивайте лишь на том, что для вас принципиально; всегда четко формулируйте и регулярно повторяйте свои требования. Чем стабильнее будут ваши правила, тем проще ребенку будет принять их.

После 1,5 года ребенок начинает проявлять живой интерес к сверстникам. Если раньше на прогулке ему было достаточно вашего общества, то теперь он настойчиво тянет вас на детскую площадку. И хотя в этом возрасте дети еще играют не вместе, а рядом, зачатки дружбы уже намечаются. Умение ребенка налаживать контакт со сверстниками будет во многом зависеть от этих первых опытов общения с детьми.

Двухлетнего малыша родители контролируют уже не только действием, но и словом, и могут общаться с ним на некотором расстоянии. Личное пространство ребенка увеличивается, но пока он не чувствует себя «отдельным», независимым от взрослых и ощущает постоянную связь с ними. Кроха может в одиночку направиться куда-то на прогулке, совершенно не беспокоясь, идет ли за ним мама. Ведь он уверен, что родители постоянно рядом, и не боится их потерять.

В то же время иногда чувство своей «отдельности» оборачивается для малыша страхом. Ребенок начинает бояться, что родители оставят его, и поэтому плачет под дверью ванной, куда скрылась мама, и цепляется за ее юбку, если она куда-то собирается. Но за несколько месяцев это положение меняется, и боязнь потери перестает пугать малыша, как только он усвоит: даже если мама уходит, она всегда возвращается.

Между 2 и 3 годами ребенок только и делает, что повторяет слово «я». Так он продолжает отстаивать свое право на независимое существование, но уже в более позитивном ключе по сравнению с «кризисом противоречия». Двухлетние дети крайне эгоцентричны и еще не осознают, что у других тоже есть свои желания. Малыш хочет все получать первым, раньше других; ему невыносимо ждать своей очереди. В этом возрасте дети категорически отказываются одалживать свои вещи, и это абсолютно естественно. Для ребенка его игрушки – часть его самого. Аргументы вроде «Ваня через 5 минут вернет» ничего не значат, ведь чувства времени у малыша еще нет, и, отдавая игрушку, он теряет ее навсегда. Не ругайте свое чадо и не вынуждайте проявлять щедрость. Предлагайте меняться, а если «собственник» категорически отказывается, не настаивайте – уважайте этот период эгоцентризма, без которого не может сформироваться представление о себе. Позже вы научите ребенка и альтруизму, и щедрости.

  • Воспринимают себя как центр вселенной, думают, что мир вращается вокруг них.
  • Не имеют чувства опасности.
  • Мало контролируют свое поведение и эмоции, могут испытывать очень сильные чувства – отсюда склонность к истерикам, готовность бить и кусать.
  • Не могут понять, что их действия причиняют другим боль.
  • Не имеют чувства времени: не понимают, чем минута отличается от часа и что означает «подожди немного».

Ближе к 3 годам у маленького формируется прочное, целостное представление о себе. Мир ребенка делится на «я» и «другие», и он может обозначить свое отношение и к себе, и другим. Если раньше чашки сами выпадали из рук малыша и он не понимал, как это происходит, то теперь он знает, что уронил чашку именно он. Малышу понемногу начинает нравиться, что он может делать что-то сам и играть один; кроха гордится своими способностями. Ребенку необходимо считать себя очень сильным и важным в ожидании, когда он сможет проявить себя по-настоящему и утвердиться в социуме – например, начав посещать детский сад.

Если родителям удалось с достоинством выйти из многочисленных баталий с отстаивающим свое «я» малышом, то к 3 годам «войну» сменяет «мир». К этому времени кроха уже чувствует себя спокойнее – он понимает, что с ним будут считаться. А родители знают, что с малышом можно договориться, не повышая голоса.

К 2 годам малыш открывает себя, а к 3 годам – еще и других. Укрепившись в своей самостоятельности, ребенок начинает видеть других людей, с их интересами и желаниями. Теперь кроха знает: нужно не просто захотеть новую игрушку и схватить ее с полки в магазине, а спросить у мамы разрешения. У него появляется чувство уважения к старшим. Он уже готов слышать других, если слышат его.

www.parents.ru

пишу анонимно, потому что стыдно, и я не могу понять, что мы не так делаем…

Моя свекровь второй год болеет, за это время провела в больницах больше времени, чем дома. У нас сын, ему 6,5 лет. Естественно, часто приходилось брать его брать с собой в больницу, где он ныл, что ему скучно, он хочет домой, несмотря на принесенные с собой игрушки. Последнее время уже не брали (т.е. я практически перестала свекровь посещать), конец близко.

У ребенка уже несколько месяцев такая фаза, или я не знаю, что, он все делает или говорит наоборот, пытается нас провоцировать. Я не особо обращала на это внимание, общалась с ним нормально, но ему не нравилось, что муж подолгу навещает свекровь и не всегда успевает вернуться, чтобы пожелать ему спокойной ночи. Спрашивал папу все время, как дела у бабушки, и если слышал "плохо", то отвечал "ой, как хорошо". Мужа это очень расстраивало, естественно. Мы с ним много разговаривали, что бабушка сильно болеет, и все время одна, а папа ее сын, и она очень радуется, когда он ее навещает, приводили примеры с нами — все без результата…

Вчера сын опять начал ныть, почему папа опять так долго у бабушки, я решила сказать правду — бабушка так сильно болеет, что может умереть, поэтому папа хочет провести с ней побольше времени. Он начал прыгать на кровати и кричать ура, бабушка умрет
Я была просто в шоке, не знала как реагировать, вышла из комнаты.
Я с одной стороны понимаю, что дети эгоисты, но мне жалко мужа, с другой стороны неужели это нормальная реакция?? Раньше он у бабушки много времени проводил, и с удовольствием, она его обожает. Когда мы ему об этом напоминаем, он отвечает "это было давно, а теперь я не люблю бабушку".

Скоро так или иначе все кончится, но хотелось бы с ним эту ситуацию проработать, как объяснить ему, что радоваться смерти близкого человека нельзя??

eva.ru