Лекарственные растения в жизни человека


Фото природыВ давние времена, когда еще не существовало современной медицины, люди использовали различные растения для лечения своих недугов и болезней. Методом проб и ошибок изучались лекарственные свойства растений и выявлялись их лечебные свойства. Так начинала свое развитие медицина.

С тех пор прошло много времени и на смену травкам, листикам и корешкам пришли таблетки, пилюли, порошки и другие современные синтетические препараты. Знания предков о лекарственных растениях, передававшиеся из поколения в поколение постепенно утрачивались. Люди стали лечиться с помощью средств из арсенала фармацевтической промышленности. И стали проходить мимо тех естественных лекарств, которые растут у них под ногами и в которых они нуждаются.

Не секрет, что большая часть современных медицинских препаратов содержит в своем составе компоненты лекарственных растений.


аптеках можно даже купить отдельные лекарственные травы в упаковке, которые рекомендованы современной медициной как лекарственные средства. Но если человек разбирается в растениях, знает, как они выглядят в природе и знает об их лечебных свойствах, то он без особых усилий сможет заготовить их для себя сам. Сам процесс заготовки состоит из таких простых этапов как сбор, сушка и хранение. И эти этапы под силу практически любому человеку.

Знание внешнего вида и свойств лекарственных растений так же может оказаться очень полезным в экстремальных ситуациях. Например, в походе, когда до больницы или аптеки добраться проблематично. Кровотечение можно остановить с помощью подорожника или крапивы двудомной. При ушибах поможет лопух (репейник). А сушеница топяная (болотная) является рано– и ожогозаживляющим лекарственным растением.

Лекарственные растения как играли, так и будут в дальнейшем играть огромную роль в жизни людей. Они так же как и раньше будут приносить не только духовное удовлетворение от их созерцания, очищать воздух и насыщать его приятными ароматами, но и помогать людям в борьбе с различными недугами и болезнями. Главное, знать их лечебные свойства и уметь их применять во благо своему здоровью.

**********

Источник: www.lekarstvennye-rastenija.info


Существует еще одна проблема лечения травами – аллергическая реакция. Это индивидуальная реакция организма конкретного человека на ту или иную траву, и предугадать эту реакцию заранее невозможно. Именно поэтому перед тем, как принимать то или иное лекарственное средство в полном объеме, необходимо убедиться в том, что у больного человека нет аллергии именнно на эти лекарственные травы. Для этого ему стоит выпить совсем маленькую дозировку настоя или отвара, и внимательно понаблюдать за состоянием организма.
В том случае, если у человека появятся такие симптомы, как зуд и покраснение кожи, затрудненное дыхание и прочее, необходимо как можно быстрее принять антигистаминное лекарство и впредь эту траву не принимать. В противном случае велик риск развития отека легких.
Также на то, насколько травы лекарственные окажутся эффективными, влияет их качество. Оно зависит от очень многих факторов:
Место, где собираются травы лекарственные. На качество лекарственных трав в значительной степени влияет то, где они были собраны. Необходимо избегать таких мест сбора, как автомобильные трассы и железнодорожные пути, территории вокруг автозаправок и различных заводов, жилых домов, линий электропередач. Именно поэтому крайне не рекомендуется самостоятельно собирать лекарственное сырье – лекарственные травы ненадлежащего качества могут нанести организму человека непоправимый вред.


раздо безопаснее купить уже готовую лекарственную траву в аптеке, заведомо надлежащего качества.
Время сбора лекарственных трав. Не менее важную роль играет и то время, когда была собранна та или иная лекарственная трава. Ведь многие травы обладают целебными свойствами только в определенную фазу своего роста. Одни травы необходимо собирать только в период цветения, а другие травы – только до или после того, как они отцветут. Поэтому для того, чтобы заниматься сбором целебных трав, необходимо обладать определенными знаниями.
Условия хранения лекарственных трав. Не менее важное значение имеют условия хранения лекарственных трав. Их необходимо хранить при определенной температуре и влажности воздуха. Обеспечить эти условия самостоятельно не так уж и просто, поэтому, опять же, гораздо разумнее приобретать лекарственные травы в аптеке.
3. Применение лекарственных растений
Принимая решение прибегнуть к помощи лекарственных растений, необходимо учитывать тот немаловажный факт, что среди растений существует большое количество сильнодействующих и ядовитых видов. Поэтому лучше приобретать травы и сборы в аптеках.
Кроме того, можно собирать лекарственные растения самостоятельно (для этого необходимо хорошо разбираться в растениях и травах, поскольку часто они похожи по внешнему виду, но имеют различные свойства) или приобретать у опытных травников.
Из лекарственных растений изготавливают: настои, отвары, настойки, порошки, мази, экстракты, сиропы.
Настои
Настои отлично всасываются, оказывают быстрое, а, главное, сильное действие.

я приготовления настоев используют:
— холодный способ – измельченное растение (или сбор) заливается холодной кипяченой водой, настаивается на протяжении 5 – 8 часов, после чего осуществляется фильтрация смеси через марлю,
— горячий способ – измельченное растение (или сбор) заливается кипятком и ставится на 20 минут на огонь, при этом важно не доводить воду до кипения, далее настой отжимается через марлю.
  Общепринятое соотношение для приготовления настоя – 1 ст.л. сухого измельченного растения на 250 мл холодной воды либо кипятка.
Отвары
Отвары всасываются организмом несколько медленнее настоев, но при этом действуют дольше. Следует учитывать, что определенные вещества в процессе кипячения могут улетучиваться или разрушаться. Кроме того, в состав отваров часто входит достаточно много посторонних веществ, ослабляющих действие главных лекарственных веществ, вследствие чего такой способ лечения может негативно влиять на организм.
Чтобы приготовить отвар, необходимо измельченное растение залить водой и довести до кипения, после чего процедить и довести до нужного объема путем добавления кипяченой воды. И отвары, и настои хранятся не больше одного – двух дней.
Настойки
Настойки готовятся с использованием спирта, благодаря чему оказывают сильное действие, а потому и принимать лекарство следует в малых дозах (не более 20 капель, а в некоторых случаях — не больше двух капель, разводимых в нескольких ложках холодной кипяченой воды).

стаиваются растения преимущественно 10 дней (иногда несколько месяцев). Хранится настойка в стеклянной герметичной посуде. Срок годности – несколько лет, при этом лекарство не теряет своих целебных свойств.
Порошки
Используются как для внутреннего, так и для наружного применения. Для приготовления используются сухие растения и травы, которые перетираются в ступке или измельчаются при помощи кофемолки. Хранится порошок в плотно закрытой посуде.
Мази
Обычно используются для компрессов. Мазь готовится путем измельчения свежих либо сухих растений, которые смешиваются с вяжущим веществом. Вяжущие вещества: вазелин, ланолин, свиное несоленое сало, свежее сливочное или растительное масло.
Экстракты
Представляют собой концентрированную лекарственную форму, извлеченную из биологически активных веществ, содержащихся в растительных лекарственных материалах.
Сиропы
Это лекарственные препараты, при приготовлении которых используются концентрированный сок растений и сахар. Сироп можно разбавлять различными консервирующими веществами, которые разрешены к медицинскому применению.
4. Свойства лекарственных растений
Лечебные свойства лекарственных растений, используемых в научной и народной медицине, обусловлены присутствием в них биологически активных веществ, а именно: алкалоидов, гликозидов, кумаринов и фурокумаринов, эфирных масел, смол, дубильных веществ, витаминов.
Алкалоиды.

сегодняшний день лекарственным препаратам, в состав которых входят алкалоиды, отводится одно из наиболее значимых мест в системе управления многими физиологическими процессами, наблюдающимися в организме не только больного, но и здорового человека.
Наиболее применяемые алкалоиды: стрихнин, бруцин, кофеин, морфий, никотин, хинин, атропин.
Основные растения алкалоидной группы: пилокарпус, белладонна, барвинок разовый, секуринега полукустарниковая, эфедра, чай, кубышка.
Гликозиды. Наиболее применяемые гликозиды:
Сердечные гликозиды: наперстянка, ландыш, горицвет. Вследствие высокой токсичности сердечные гликозиды, широко применяемые в медицинской практике, считаются ядовитыми. К тому же они обладают стероидной структурой, что делает их по своим свойствам схожими с гормонами.
Антрагликозиды: крушина, ревень, кассия, алоэ. Эта группа малотоксичных гликозидов оказывает слабительное действие.
Сапонины. Оказывают следующие воздействия на организм: отхаркивающее: корни истода, корни синюхи и первоцвета, мочегонное: трава почечного чая, желчегонное: зверобой. Кроме того, сапонины: понижают артериальное давление, провоцируют рвоту, оказывают потогонное действие.
Гликозиды горечи: полынь, горечавка, одуванчик, золототысячник. Свойства горьких гликозидов: повышают аппетит, усиливают перистальтику желудка, улучшают усвоение пищи, повышаю выделение желудочного сока.
Флавоноиды: боярышник, черноплодная рябина, корень солодки, пижма, гречиха.

авоноиды отличаются: Р-витаминной активностью, бактерицидным действием, желчегонным действием, удалением радиоактивных веществ.
Кумарины и фурокумарины. Преимущественно кумарины содержатся в следующих семействах растений: зонтичные, бобовые, рутовые.
  Фурокумарины, представляющие собой группу природных соединений, обладают такими свойствами: сосудорасширяющим, спазмолитическим, противоопухолевым, фотосенсибилизирующим.
Эфирные масла. Это группа душистых и легко летучих веществ, которые содержатся преимущественно в цветках, листьях, а также плодах растений. Наиболее распространенные эфирные масла: мята, валериана, тимьян, эвкалипт, душица, мелисса, можжевельник, полынь горькая, шалфей. Фармакологические свойства: противовоспалительное, противомикробное, противовирусное, противоглистное, успокаивающее, стимулирующее, болеутоляющее, сосудорасширяющее, отхаркивающее.
Смолы. Густая жидкость с характерным ароматом, которая по своему химическому составу близка к эфирным маслам. Смола, которая не застывает на протяжении длительного времени, называется бальзамом.
Растения, из которых получают смолы: ревень, сосна, береза, сандарак, гофера, мирра. Свойства смол: бактерицидное, антигнилостное, ранозаживляющее, слабительное.
Дубильные вещества. Данная группа получила название за уникальную способность дубить кожу. К растениям, обладающим дубильными свойствами, относятся: береза, черемуха, зверобой, кора дуба, полынь, ревень, пижма.
Свойства: вяжущее, бактерицидное, противовоспалительное, кровоостанавливающее, противовоспалительное. Также используются при отравлениях алкалоидами либо солями тяжелых металлов.

Источник: ReferatBank.ru

Ход экскурсии.


Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в необычное путешествие – Царство растений. Поможет нам в этом этот цветочек (показывает ромашку). Вы узнали его? Да, ребята это ромашка. Она поможет нам найти в парке лекарственные растения, которые мы с вами знаем. Цветами можно не только любоваться,

Ведь лес, как сказочное царство!

Здесь кругом растут лекарства!

В каждой травке, в каждой ветке –

и микстура и таблетки.

А зачем и как лечить, я могу вас научить!

Воспитатель: Вспомните, какие растения растут в ваших краях? Я приготовила для вас кроссворд, а вы с помощью моих загадок отгадаете и найдите эти растения на лужайке.

1. Злая как волчица,

Жжётся как горчица,

Что это за диво? Это же (Крапива).

Воспитатель: Правильно, конечно же, крапива. (Дети самостоятельно находят картинку крапивы на полянке и показывают ее воспитателю). Загадка следующая:


2. Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог,

Он однажды людям добрым,

Раны вылечить помог. (Подорожник)

Почему он так называется? Правильно, он растёт вдоль дорог. (Дети самостоятельно находят подорожник на полянке и показывают его воспитателю). Продолжаем наш кроссворд.

3. Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок, белые реснички (Ромашка).

Это лечебный цветок. Вот несколько советов: Полоскай ромашкой рот и зубная боль пройдёт. Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким. Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы. Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар… (Дети самостоятельно находят ромашку на полянке и показывают её воспитателю).

Следующая загадка:

4. На зелёной хрупкой ножке,

Вырос шарик на дорожке,

Ветерочек прошуршал,

И развеял этот шар. (Одуванчик).

Воспитатель: В одной старинной сказке говорится, что когда- то одуванчиков не было нигде – нигде. И людям было очень грустно встречать весну без красивых цветов. Вот и попросили они солнце «Подари нам красивые цветы». Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились эти лучи на весеннюю травку, заиграли солнечные зайчики и стали весёлыми жёлтыми цветами – одуванчиками. Растут одуванчики по всей нашей земле и в разных местах их называют по — разному: то зубной травкой за их целебные свойства, то молочниками за белый, как молоко, сок, то пуховиками за их парашютики. А как ещё используют одуванчики?


Дети: Для повышения аппетита, для повышения авитаминоза делают салаты, варенье, корни пережаривают для получения целебного кофе.

Подвижная игра «Лечебная полянка».

Ведущий (воспитатель) называет лекарственные растения, а дети должны быстро найти их на поляне или изобразить их.

Воспитатель: А все ли растения безопасны? Какие правила поведения при сборе растений необходимо соблюдать?

Дети. Нельзя много рвать растений. Нельзя пробовать плоды (если не знаешь точно). После сбора лекарственных растений следует тщательно мыть руки. И самое главное правило – не ходить в парк или лес одному.

Воспитатель: В конце нашей экскурсии мы с ромашкой подготовили вам игру — викторину «Вспоминай и быстро называй!».

1. Сок, какого растения используется вместо йода для выведения бородавок, а настоем из листьев умываются, споласкивают голову? (Чистотел)

2. Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодами. Пройдёт мимо человек или пробежит, какой зверь – уцепится плод и путешествует вместе с ним. А где упадёт – там может вырасти (Репей).

3. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валерьяна). 4. В начале апреля на проталинках, там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки. Они могут предсказывать погоду. В ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Хорошо помогает от кашля. (Мать-и-мачеха).

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Сегодня, я вижу, вы много узнали нового. Вы смогли увидеть, как растут в природе лекарственные растения. Это поможет вам в жизни.

5. Составление рассказов от имени растений.

Воспитатель. Ребята, вы уже достаточно много узнали о лекарственных растениях. Я предлагаю вам составить небольшой рассказ о лекарственном растении. Например: Я – ромашка. Я очень полезное растение, потому что помогаю людям вылечить много заболеваний. Я обладаю противовоспалительным и антибактериальным действием. У меня очень красивые белые лепесточки, и я очень люблю солнечную погоду. И т. д.

(Каждый ребенок выходит и рассказывает о своем растении).

6. Музыкальная игра П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов».

(Дети под музыку плавно танцуют с разноцветными платочками»

III Этап

1. Занятие по изо-деятельности: «Лекарственные растения» — рисование. Цель: учить детей передавать в рисунке впечатление от увиденных растений. 2. Работа с родителями. Составление совместного гербария «Лекарственных растений» с родителями.

3. Дидактическая игра: «Что лечит это растение, «От какого растения часть

4. Исследовательские наблюдения — сравнения (из беседы воспитателя и рассказов родителей; хлорофитум и засушенные растения). Изучили строения растения. Определили, одинаков ли стебель у разных растений. Погладили стебли растений, листья. Определили, какие они: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие? Есть ли запах у растений? Мы заметили, что стебли растений имеют разную толщину, некоторые пушистые и мягкие, некоторые жгучие и холодные. Листья ворсистые и теплые, только у мать-и-мачехи одна сторона листа гладкая и холодная, а другая – мягкая и теплая. В разное время года и в разную погоду растения имеют разный запах (пахнут жвачкой, конфетами, пылью, медом). Мы узнали, что практически на всех растениях в летний период есть насекомые (пчелы, осы, шмели, божьи коровки, тля, жуки, муравьи). Все растения опыляемы.

5. Экскурсия в магазин косметики.

Ход экскурсии.

Воспитатель. Ребята, вы уже знаете какое растение чем полезно. Вы уже не раз говорили, что из растений можно заваривать чай, делать настойки, а скажите, где и в чем могут еще применять лекарственные растения?

Дети. В косметике!

Воспитатель. Вы правы, в косметике, и я приглашаю вас отправиться в магазин, где продается косметика. (Дети с воспитателем идут в уголок – магазин, где представлены образцы косметики с применением в ней лекарственных растений).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что продается в магазине?

Дети. Крем для рук с экстрактом ромашки, крем для лица с календулой, шампунь и бальзам с крапивой, зубная паста с корой дуба, эфирное масло с эвкалиптом, детское мыло с чередой, ромашкой и чистотелом.

Воспитатель. Как вы думаете, для чего в косметику добавляют экстракты разных лекарственных растений?

Дети. Для того, чтобы кожа была гладкой и красивой, волосы мягкими и блестящими.

Воспитатель. Верно, все эти растения используются во благо взрослых и детей. Теперь вы понимаете, какое важное значение имеют для человека лекарственные растения?

Дети. Да!

Вывод: чтобы эти растения не исчезли с нашей земли, необходимо и самим выращивать лекарственные растения в садах, в огородах и на подоконниках.

Заключение: В ходе исследовательской работы мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы решили, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках, огородах и в доме, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений, вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 2-3 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Источник: www.maam.ru

Прочитав предыдущий материал, вряд ли кто станет сомневаться в том, что в качестве лечебных средств растения широко применялись нашими далекими и недавними предками. Но должны ли они использоваться сейчас, в эру всеобщего распространения химиопрепаратов? Какова их роль в современной лечебной науке? Нужны ли будут растительные лекарства в будущем? для того чтобы ответить на эти вопросы, сначала надо разобраться — каким образом можно использовать лекарственные травы. Здесь необходимо выделить два основных направления: во-первых, применение в качестве лекарственных средств натуральных растений, подвергнутых минимальной обработке (отваров, сборов, настоек и т.д.) , и, во-вторых, использование веществ, выделеяных из растений (алкалоидов, сапонинов, гликозидов и т. д.). Натуральные препараты из лекарственных трав, тысячелетиями служившие людям как основные лекарственные средства, в XIX и ХХ вв, были сильно потеснены химиопрепаратами, действующими, как правило, более быстро и сильно и являющимися незаменимыми при оказании срочной помощи. Тем не менее они остаются в арсенале современного врача. Список их довольно велик и постоянно растет. В настоящее время в нашей стране только научная медицина применяет более 200 наименований растений.

Причин такого положения несколько. Довольно много натуральных препаратов из лекарственных растений являются достаточно эффективными, хорошо провереиными и надежными средствами лечения, отвечающими всем условиям, предъявляемым к лекарствам, а потому и не требующими какого-либо улучшения или замены на более сильные. В качестве вяжущих средств, например, широко и успешно используются плоды черемухи и черники, кора дуба, как слабое антисептическое и вяжущее средство незаменимыми являются лист шалфея и цветки ромашки, выраженными отхаркивающими свойствами обладают препараты корня алтея и солодки. Натуральные лекарственные препараты из растений, как правило, действуют более медленно, мягко, не накапливаются в организме, не дают побочных эффектов, т. е. лишены именно тех недостатков, которые вередко наблюдаются у химически чистых веществ. Поэтому их часто применяют при хронических заболеваниях, в педиатрической практике. Так, для лечения хронических заболеваний печени в качестве желчегонных средств используются цветки бессмертника и кукурузные рыльца, при хронических заболеваниях почек в качестве легких мочегонных средств применяются плоды можжевельника, лист толокнянки, трава полевого хвоща и другие растения. В педиатрической практике хорошо зарекомендовала себя трава череды, настой которой добавляется в ванны при диатезах у детей.

Важным преимуществом натуральных препаратов, оказывающих благоприятное терапевтическое действие, является то, что растения, будучи продуктом питания человека и животных и тем самым неразрывной частью всего живого мира, содержат сложные комплексы биологически активных веществ, в течение миллионов лет приспособленных к воздействию на живые организмы. Именно наличием таких комплексов, состоящих, возможно, из десятков или более отдельных химических соединений, объясняется способность натурального препарата вызвать иногда значительный положительный эффект там, где отдельные соединения, выделенные из того же растения, оказываются малоэффективными. До сих пор, например, не удается выделить из корня валерианы соединения, вызывающего столь же сильный эффект, как настойка этого растения. Особым комплексом веществ, возможно, объясняется и специфическое действие препаратов из растений-адаптогенов — женьшеня, лимонника, левзеи, заманихи, элеутерекокка и др. Особую роль в резком повышении интереса к растениям как источнику получения натуральных (природных) лекарств играет часто неоправданно широкое, подчас бездумное применевне химических препаратов как лечебных средств, а также «химизация» продуктов питания, быта, промышленности, сельского хозяйства. Одним из результатов загрязнения окружающей среды отходами различных производств и транспорта, минеральными удобрениями и пестицидами, пищевыми добавками является беспокойство населения за свое здоровье и будущее детей. Люди не хотят «глотать химию», которая «всегда вредна», и ищут выход в использовании лекарственных растений, нередко забывая, что и они могут накапливать вредные химические соединения и содержать их иногда в десятки раз в большей концентрации, чем в воде и почве. Огромный вред здоровью могут нанести, например, растения произрастающие вдоль автострад или в черте города, которые аккумулируют соединения свинца, попадающие в воздух и в почву из выхлопных труб автомобилей. Учитывая возможность сбора химически загрязненного сырья, надо быть весьма осторожным при покупке лекарственных трав у частных лиц.

В качестве резюме вышеизложенному можно сказать, что натуральные препараты из лекарственных растений с большим успехом и весьма обоснованно используются в современнои медицине, принося огромную пользу человеку, причем в ближайшем будущем многим из них нет приемлемой альтернативы. Со времен Галена медики пытались выделить из растении химически чистые действующие начала. Много сделал в этом направлении Парацельс, разработавший технологию получения галеновых препаратов. Однако совершенно новый период в фармакологии начался с 1803 г., когда немецкий химик К. Л. Дероон впервые выделил действующее начало опия — высушенного млечного сока недозрелых головок снотворного мака. Это соединение было названо морфием (морфином) в часть бога сновидений Морфея. В дальнейшем из семян кофе и листьев чая был получен кофеин, листьев белладонны (красавки) — атропин, шелухи семян какао — теобромин, листьев кустарника кока — кокаин, коры хинного дерева — хинин, семян калабарских бобов — физостигмин (эзерин), рвотных орешков — стрихнин. Выделенные вещества, относящиеся к группе алкалоидов, явились находкой для медиков и в настоящее время вошли в основной фонд лекарственных средств. Получение из растений химически чистых препаратов позволило определить их биологическую активность, дозировать путем взвешивания, пригoтавливать такие удобные лекарственные формы, как таблетки, драже, порошки и т.п., вводить препараты в инъекциях.

История выделения ценных лекарственных соединений из растений не закончилась открытием алкалоидов. Огромным успехом явилось выделение действующих начал из различных видов наперстянки, вазванных сердечными гликозидами — дигитоксина, дигоксина, целанида и др. В скором времени сердечные гликозиды были получены из строфанта — строфантин, ландыша — коргликон, горицвета — адонизид. В 1952 г. из корней вечнозеленого кустарника раувольфии змеиной был выделен резерпин. Это соединение открыло новую эру в лечении гипертонической болезни. В дальнейшем из этого растения были получены и другие гипотензивные вещества. Поучительным примером неполноты наших знаний о свойствах растений являются результаты проведенных в 1957 — 1963 гг, американским ученым Г. Свободой исследований мадагаскарского (розового) барвинка. Из этого растения он выделил алкалоиды винбластин и винкристин, успешно применяемые для лечения некоторых онкологических заболеваний крови. Это открытие произвело сенсацию в фармакологии и медицине. Никто не мог предполагать о серьезных возможностях использования растений для борьбы с раковыми заболеваниями.

Успехи химии в выделении лекарственных соединений из растений весьма внушительны, однако многие тайны препаратов растительного происхождения еще не раскрыты. Изыскания в области выявления и применения новых лекарственных растений проводятся в нескольких направлениях. Одно из них — изучение и использование опыта народной медицины. В руководстве тибетской медицины дана такая заповедь: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств, ибо нет в природе вещества, которое не годилось бы в качестве лекарства». Народная медицина за тысячелетия своего развития выявила большое количество природных лечебных средств, используемых и в научной медицине.

Другое направление по обнаружению лекарственных растений основано на принципе филогенетического родства, т. е. исходя их того, что ботанически родственные растения могут обладать аналогичным или близким химическим составом и фармаколоmческим действием. Пользуясь филогенетическим принципом, ученые изучают виды растений, ближаишие к используемым в научной медицине. Таким путем было обнаружено, что эффективное противоглистное вещество сантонин, получаемое из цитварной полыни, содержится в достаточном количестве и в шести других видах полыни. Сердечные гликозиды, впервые обнаруженные в пурпурной наперстянке, позже были выделены из наперстянки шерстистой, ржавой и др. Этот путь поиска новых лекарственных растений весьма перспективен, так как нередко позволяет заменить дефицитное импортное сырье отечественной флорой.

Филогенетические закономерности побуждают все чаще возвращаться к незаслуженно забытым лекарственным растениям, химический состав которых не был ycтaвлен из-за несовершенства методик и недостаточности знании химии природных соединений. Вновь проведенные целенаправленные фитохимические исследования позволили ввести в медицинскую практику такие «забытые» растения, как дымянка, стальник, истод, барвинок и др. Однако принцип ботанического родства не всегда является точным и верным. Одни и те же или близкие друг к другу вещества могут иногда содержаться в растениях различных семейств. Например, эвгенол, входящий в состав гвоздичного масла, находится не только в различных растениях семейства миртовых, к которому относится гвоздичное дерево, но и в корице, камелии маслянистой и других видах семейства лавровых. Иногда же ценное лекарственное соединение обнаруживается только в единственном виде. Так, несмотря на интенсивные поиски, количество морфина, достаточное для промышленного использования, обнаружено только в лекарственном опийном, или турецком, маке.

Третье основное направление в поиске лекарственных растений — массовый полевой (рекогносцировочный) фитохимический анализ на основные биологическа активные вещества всех видов растений определенной местности или района без выбора (или с частичным выбором). Выявленные перспективные растения в дальнейшем подвергаются более глубокому исследованию. Такой подход с достаточной эффективностью стал применяться довольно широко в последние десятилетия в связи с успехами аналитической химии и получил название скрининга (от англ. screening — просеивание), При скрининге растения проверяются на наличие определенных химических соединений или биологаческах свойств с помощью ряда тестов, по которым можно дать оценку той или иной активности. Метод, несмотря на кажущийся огромный объем работы, в современных условия является достаточно эффективным. Работа облегчается применением новейших аналитических методов, современной вычислительнойй техники и развертывается довольно широко под эгидой Всемирной организации здравоохранения.

Источник: www.trawka.ru